Для автомобильных грузоперевозчиков предлагают ввести «светофор» налоговой дисциплины
22 ноября 2024 г.14:29
pxhere.com
В ходе панельной сессии в рамках форума «Транспорт России» эксперты предложили несколько мер для обеления сферы грузовых автомобильных перевозок, рассказали в пресс-службе Министерства транспорта РФ. Среди них — введение рейтинга на основе критериев налоговой добросовестности, в том числе по уплате НДС. Кроме того, прозвучала инициатива законодательно закрепить, что перевозчиками могут считаться только те юридические лица или ИП, в штате которых есть водитель, а во владении — хотя бы одно грузовое транспортное средство. Одновременно участники панельной сессии поделились своим мнением по поводу того, как можно решить проблему нехватки водителей грузовиков.
Вообще, вопрос обеления сферы автомобильных грузоперевозок в России пытаются решить уже на протяжении нескольких лет, поскольку на этом рынке еще присутствует довольно много мелких игроков, многие из которых в принципе даже не зарегистрированы как ИП.
В целом, по приблизительным подсчетам, только около 30% владельцев грузовых транспортных средств официально заявлены как те, кто оказывают услуги по грузовым перевозкам (в соответствии с кодом ОКВЭД). Таким образом, получается, значительная часть собственников грузовиков работает вне правового поля и за счет этого может демпинговать рынок.
Впрочем, данную проблему в скором времени как раз таки должны решить. Летом этого года Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект, который предусматривает создание реестра автомобильных грузоперевозчиков и то, что нахождение в таком реестре является обязательным условием для выполнения грузоперевозочной деятельности. Зарегистрироваться в реестре смогут только перевозчики с официальным статусом — юридические лица или ИП (в отдельных случаях — еще и «самозанятые»).
Однако в ходе панельной сессии эксперты указали и на другие факторы, способствующие неравной конкуренции в сфере автомобильных грузоперевозок. Так, например, по словам заместителя министра транспорта Валентина Иванова, существует проблема искусственного дробления крупных игроков, что позволяет им получать определенные налоговые льготы.
Плюс, на рынке немало тех, кто добивается преимущества за счет «оптимизации» налоговых выплат. Именно для того чтобы исключить этот фактор недобросовестной конкуренции, представители отрасли и предложили ввести «светофор» налоговой дисциплины.
Как пояснил член Нижегородского регионального отделения «Деловой России» Евгений Бабаев, такой «светофор» станет своего рода рейтингом с точки зрения исполнения обязанности по уплате налогов. Он будет построен на трех основных критериях — доля облагаемых НДС расходов относительно выручки, средняя начисленная заработная плата и численность сотрудников по отношению к находящимся во владении транспортным средствам.
На самом деле ранее эксперты уже сообщали о разработке такого рейтингования, которое, кстати, ведется совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС). Тогда же они пояснили, почему для «светофора» были выбраны именно эти критерии.
Так, например, одной из схем ухода от налогов является занижение заработной платы чуть ли не до МРОТ, что позволяет значительно уменьшить выплаты по подоходному налогу (НДФЛ) и страховым взносам.
Данные о средней начисленной заработной плате в сравнении со средней или медианной зарплатой в отрасли покажут, прибегает ли перевозчик к такому занижению и насколько существенно.
Наиболее же востребованной моделью налоговой «оптимизации» авторы «светофора» называют уход от НДС. Для этого чаще всего используется т.н. «топливная схема» (когда услуги мелких субподрядчиков частично оплачиваются топливом, которое компания якобы израсходовала сама) или т.н. «бумажный НДС» (когда компания оплачивает товары или услуги, которые на практике не приобретает).
Как следствие, критерий по доле облагаемых НДС расходов относительно выручки позволит оценить объем возмещенных перевозчиком налогов.
Кстати, что касается «бумажного НДС», то в России недавно был принят законопроект, который вводит уголовную ответственность за подобную схему ухода от налогов — до семи лет лишения свободы со штрафом до 800 тыс. рублей. Осталось только чтобы закон подписал президент РФ — и эта норма вступит в силу.
Если «светофор» налоговой дисциплины все-таки введут, то он должен будет находиться в открытом доступе с возможностью регулярного обновления. Поэтому не исключено, что платформой для него как раз таки станет тот самый реестр автомобильных грузоперевозчиков, который рассчитывают запустить уже в следующем году.
Кроме того, в ходе панельной сессии Евгений Бабаев предложил законодательно закрепить положение, в соответствии с которым перевозчиком может считаться только тот, кто обладает ресурсами для оказания услуг по перевозке — имеет водителя в штате и транспортное средство во владении.
В целом же, основное, на что рассчитывают эксперты и представители государственной власти в деле обеления сферы автомобильных грузоперевозок, — это цифровизация, в том числе переход на электронный документооборот.
Дефицит водителей
Еще одной темой, которую затронули в рамках панельной сессии, стала нехватка водительских кадров.
Так, по данным общественной организации «Водители России», средний возраст водителя сегодня превышает 50 лет. Простой грузового автопарка достигает 20%, а дефицит водителей, по приблизительным подсчетам игроков рынка, составляет около 25%.
Иными словами, профессия водителя грузовика стареет, ее привлекательность снижается, приток молодых специалистов отсутствует, а кадры переходят в другие отрасли.
Генеральный директор ГК «Делко» Санжар Ашуралиев считает, что решить эту проблему можно комплексом мер: ввести льготы на уплату НДФЛ, предусмотреть возможность льготной ипотеки для водителей-экспедиторов, разработать механизм компенсации стоимости обучения на водителя категории «Е» и т.п.
Плюс, повысить престиж профессии, по мнению представителя отрасли, можно вручением государственных наград специально для водителей, например «За вклад в развитие отрасли» или «За добросовестный труд».