Бюджетный маневр позволит к 2024 году увеличить финансирование транспорта до 3% ВВП

23 мая 2018 г.14:00

Бюджетный маневр позволит к 2024 году увеличить финансирование транспорта до 3% ВВП

Предлагаемый Центром стратегических разработок (ЦСР) бюджетный маневр (включает в себя рост расходов на инфраструктуру) позволит увеличить финансирование транспорта с 2,2% до 3% ВВП к 2024-му году, то есть более чем в 1,5 раза в реальном выражении, передает ТАСС со ссылкой на доклад ЦСР «Интегрированная транспортная система».

Ранее глава ЦСР Алексей Кудрин в статье для газеты «Коммерсантъ» рассказал, что предлагаемый центром бюджетный маневр предполагает в течение шести лет повышение на 2,3 процентного пункта (п.п.) ВВП расходов бюджета по трем направлениям — образование (0,9 п.п. ВВП), здравоохранение (0,9 п.п. ВВП) и инфраструктура (0,5 п.п. ВВП). В настоящее время на образование, здравоохранение и инфраструктуру уходит около 11% ВВП в год, указывал Алексей Кудрин.

«Увеличение расходов на транспорт возможно за счет бюджетного маневра, предлагаемого ЦСР. Он позволит увеличить финансирование транспорта с 2,2% до 3% ВВП к 2024-му году, то есть более чем в 1,5 раза в реальном выражении. Предлагаются способы повышения эффективности управления крупными транспортными проектами, а также способы минимизации рисков инфляции в период роста инвестиций в транспортный сектор», — отмечается в докладе.

В ЦСР предлагают завершить налоговый маневр в нефтяной сфере, отменив экспортные пошлины на нефть и перенося нагрузки на внутренний налог — на добычу полезных ископаемых. При этом предприятия сектора некоторое время смогут модернизироваться за счет субсидий. Такие меры позволят бюджету выиграть примерно от 0,3% до 0,6% ВВП дополнительных доходов. Еще 0,3% ВВП можно получить за счет отмены ряда избыточных налоговых льгот и улучшения качества налогового администрирования.

По мнению авторов доклада, три ключевые проблемы российского транспортного комплекса — это технологическая отсталость, недоинвестирование и недостаточно эффективное государственное регулирование. Тем не менее качественная трансформация российской транспортной системы возможна уже в ближайшие 5 лет, уверены в ЦСР. Ее развитие может внести вклад в экономический рост на уровне до 1% к темпам роста ВВП ежегодно.

«Для этого модель должна отвечать современным социальным, экологическим и технологическим вызовам и максимально содействовать развитию смежных отраслей. Транспортная система может и должна стать драйвером экономического роста в период до 2035-го года», — говорится в докладе.

Развитие доступности

Целью развития транспортной системы должно стать повышение доступности территорий страны, подчеркивают авторы доклада.

Например, необходимо вдвое сократить среднее время в пути на общественном транспорте от каждого регионального центра до любого города и крупного села в 60-километровой зоне. За 4,5 часа жители России должны иметь возможность добраться от каждого регионального центра до ближайшего города-миллионника (сейчас в среднем более 6 часов). За 7 дней контейнер или посылка должны иметь возможность доставки от портов Дальнего Востока до западных границ России, а гарантированное время прохождения пунктов пропуска на основных транспортных коридорах не должно превышать 4 часов.

Для ускорения темпов экономического роста и его децентрализации, для вовлечения малых городов и сел в зону влияния агломераций следует сконцентрировать особые усилия на развитии опорного каркаса транспортной инфраструктуры, региональной и местной авиации, цифровизации транспортной инфраструктуры и развитии транспортных систем населенных пунктов, указывается в докладе.

Наконец, к 2024-му году не менее 75% населения и представителей бизнеса должны увидеть позитивные изменения в транспортной инфраструктуре и качестве транспортных услуг.

Проекты на перспективу

По мнению авторов доклада, для развития опорного каркаса требуется формирование национальной сети скоростных автомобильных и высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Так, до 2024-го года необходимо построить новый коридор Европа-Азиатско-Тихоокеанский регион, соединяющий Центральную России с Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном, реконструировать несколько существующих федеральных трасс с повышением категории, а ряд дорог перевести из региональной собственности в федеральную. Например, развитие должны получить такие автомагистрали, как Краснодар-Славянск-на-Кубани-Темрюк-Крымский мост (обеспечивает соединение М-4 «Дон» с новым мостом через Керченский пролив) и Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск-Владивосток-Хасан (обеспечивает связность ключевых экономических центров на Дальнем Востоке).

Кроме того, до 2024-го года должны быть заложены основы создания национальной системы высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). В частности, необходимо уже в 2019-м году начать строительство ВСМ Москва-Казань, а также Екатеринбург-Челябинск. Обе ВСМ рассматриваются как участки грузопассажирской ВСМ «Евразия», которая к 2030-му году должна соединить европейскую и китайскую сети ВСМ. «Евразия» обеспечит трехдневный срок доставки грузов электронной торговли между Пекином и Берлином, а главное — кардинально приблизит многие регионы России к глобальным рынкам.

В качестве одной из ключевых задач рассматривается развитие мультимодальных транспортных узлов (хабов) и подходов к ним. В докладе предлагается создание 10 крупнейших федеральных хабов, объединяющих не менее трех видов транспорта на базе портов (например, в Усть-Луге, Тамани, Находке, Сабетте и Мурманске) и на базе аэропортов (в Екатеринбурге и Новосибирске).

Помимо этого, предлагается сформировать сеть из не менее 40 транспортно-логистических центров регионального уровня. Формирование сети хабов должно сопровождаться внедрением современных логистических продуктов, расширением электронного обмена данных, внедрением платформенных технологий документооборота и использованием роботизированных технологий обработки грузов.

Необходимым условием развития транспортной системы является повышение пропускной способности подходов к портам и ключевых «экспортных магистралей». ЦСР считает целесообразным реализацию как первого, так и второго этапа реконструкции Восточного полигона железных дорог, а также проектов «расшивки» узких мест на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, обеспечивающих порядка 60 млн. тонн дополнительного грузопотока.

В докладе предлагается организовать инновационную для России схему перевозки контейнерных грузов по сети РЖД на европейской части территории страны и на юге Западной Сибири. В случае реализации проекта до 90% грузоотправителей европейской части России смогут пользоваться услугой по доставке контейнерных грузов в течение трех дней «от двери до двери».