Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил вернуть бумажные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов

31 января 2022 г.10:08

Минтранс попросили вернуть бумажные разрешения на тяжеловесные грузы

kremlin.ru

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил письмо министру транспорта Виталию Савельеву с предложением внести ряд поправок в практику регулирования автомобильных грузовых перевозок. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе бизнес-омбудсмена. Так, в частности, он предлагает вернуть на время бумажные разрешения на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, увеличить отступление от допустимых весогабаритных параметров, при котором перевозчикам не будут выписываться штрафы, и запустить электронную очередь на пересечение российско-китайской границы в Приморском крае.

Напомним: с 4-го октября прошлого года распоряжением Росавтодора выдача разрешений на тяжеловесные и крупногабаритные транспортные средства была полностью переведена в цифровой формат. Перевозчики могут получить соответствующий электронный документ через личный кабинет на сайте подведомственного Росавтодору «Росдормониторинга».

Тогда же в связи с запуском специализированной электронной системы бумажные разрешения фактически были упразднены, несмотря на то что в соответствии с нормативно-правовыми актами они должны были действовать как минимум до конца 2022-го года.

«Новый порядок выдачи разрешений повлек за собой большое количество проблем. Портал, на котором оформляется выдача разрешений, работает некорректно, сервис не содержит полного перечня маршрутов и дорог, отсутствует возможность оформления разрешения сразу на несколько регионов. Во многих случаях выдача разрешения невозможна, поскольку собственники (балансодержатели) автодорог регионального и местного значения не отвечают на запросы системы в установленный срок (от 2 до 4 рабочих дней). Никакой административной ответственности за это не предусмотрено», — отметили в пресс-службе Бориса Титова.

В таких условиях грузоперевозчики, исполняющие долгосрочные контракты, «не по своей вине несут существенные материальные и репутационные потери», подчеркивается в сообщении бизнес-омбудсмена. Кроме того, перевозчикам не возвращается уплаченная за выдачу разрешения госпошлина, даже если причина невыдачи кроется в описанном выше затягивании с ответами со стороны собственников дорог, говорит Борис Титов.

Как следствие, в письме к министру транспорта он предлагает установить переходный период, необходимый для отлаживания работы новой информационной системы, «а на период его действия вернуть как альтернативу прежний порядок выдачи разрешений на бумаге».

Оспаривание «весогабаритных» штрафов

В своем письме Борис Титов также отметил проблему оспаривания штрафов за нарушение нормативов весогабаритных параметров транспортного средства. По его словам, нередко такие споры возникают из-за неотлаженной работы автоматических пунктов контроля, что приводит к техническим нарушениям и искажению результатов контроля.

Правда, чтобы минимизировать подобные случаи, с прошлого года для всех новых «рамок» введено обязательное требование: первые три месяца они должны проработать в тестовом режиме, когда штрафы при нарушении весогабаритных параметров перевозчикам не выписываются.

Штрафы за нарушения весогабаритных параметров, зафиксированные в автоматическом режиме, варьируются от 150 тыс. до 500 тыс. рублей, напоминает бизнес-омбудсмен. «Зачастую это ставит перевозчиков на грань выживания, — подчеркивает Борис Титов. — При общем доходе от работы транспортного средства в 500 тыс. рублей в месяц и чистой прибыли около 25 тыс. достаточно двух штрафов, чтобы поставить организацию на грань банкротства».

Вместе с тем в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предполагается исключить ответственность перевозчиков, если нарушения, выявленные автоматическими системами весогабаритного контроля, не превышают 10% норм общей массы/осевой нагрузки либо 15 см габаритных показателей грузовика.

Однако текст нового КоАП все еще обсуждается и точная дата его вступления в силу пока неизвестна. В связи с этим Борис Титов предлагает инициировать соответствующие изменения в уже действующую редакцию кодекса.

Электронная очередь на границе

В своем обращении бизнес-омбудсмен коснулся и еще одной важной для автомобильных грузовых перевозчиков темы. Он напомнил, что «не первый месяц импортеры и экспортеры на Дальнем Востоке страдают от задержек при пересечении грузовым автотранспортом российско-китайской границы на территории Приморского края». Так, на въездах пунктов пропуска «Пограничный», «Краскино» постоянно скапливается большое количество грузовиков, что сопровождается многодневными простоями задекларированных грузов и необоснованными экономическими потерями, заметил Борис Титов.

Он рассказал, что несколько дней назад Министерство транспорта сообщило о завершении работы по созданию опытного образца системы резервирования времени проезда транспортных средств к пункту пропуска (т.н. электронной очереди). Пилотный эксперимент по ее внедрению планируют провести в Ленинградской области. Однако Борис Титов предлагает распространить действие пилота и на территорию Приморского края.