Беспилотные грузовики заставят решить проблемы, не решаемые десятилетиями?

15 декабря 2017 г.16:32

В том, что рано или поздно беспилотные грузовики станут вполне себе обыденной реальностью, вряд ли уже хоть кто-то сомневается.

Беспилотный грузовик Otto компании Uber еще в октябре прошлого года осуществил свой первый коммерческий рейс: по дороге общего пользования доставил 50 000 банок пива из города Форт-Коллинс в город Колорадо-Спрингс, проехав со скоростью 89 км/ч более 190 километров и только один раз напугав присутствовавшего в кабине водителя, заставив его вмешаться в управление.

На дорогу общего пользования выезжал уже и беспилотный грузовик Merсedes-Benz: в 2015-м году он самостоятельно прошел 14 километров по автобану, а через год успешно выдержал испытания, двигаясь в организованной колонне. Три машины, связанные сетью wi-fi, без управления водителей следовали друг за другом, сохраняя определенную постоянную дистанцию (что позволяет экономить топливо), и только однажды, заметив препятствие на полосе, «попросили» людей взять руль в свои руки.

В похожих испытаниях, кстати, участвовали также беспилотные грузовики Scania и Volvo. А в следующем году, по сообщению Forbes, крупнейшая логистическая компания DB Schenker собирается уже в рабочем порядке использовать технологию каравана автотранспортных средств. С той лишь разницей, что первый автомобиль будет управляться человеком, а все остальные (их может быть даже пять), двигаясь автономно, будут целиком и полностью ему подчиняться.

Китайская же компания FAW настолько довольна тестированием своего грузовика, что рапортует о своей готовности в следующем году начать его коммерческий выпуск.

Россия тоже, кажется, не отстает. КамАЗ в сотрудничестве с компанией Cognitive Technologies представил свою модель беспилотного грузовика: автомобиль (или все-таки робомобиль?) пока тестируется на закрытом полигоне, но в следующем году, по заверениям разработчиков, должен выехать для испытаний на дороги.

Роботы наступают?

И хотя о полностью автономном грузовике пока и речи не идет (программная «начинка» используется, скорее, как «автопилот» для водителя и требует его присутствия), успехи в создании умных автомобилей и заверения разработчиков в скором времени выпустить их в массовое производство, все равно пугают. В первую очередь тем, что в будущем дальнобойщики и профессиональные водители рискуют остаться без работы. Так, по одному из сценариев, к 2030-му году из-за внедрения беспилотных грузовиков в США и Европе порядка 50-70 процентов водителей лишатся своих рабочих мест.

Мерседес тестирует караван беспилотников

В Индии, кстати, именно по этой причине — из страха перед ростом и без того высокой безработицы — власти не поддерживают тестирование и разработку беспилотных автомобилей.

Впрочем, разработчики изначально не рассматривали эту страну с ее беспорядочным дорожным движением в качестве передовой для использования робомобилей. Для того чтобы вывести беспилотный грузовик (даже пока еще с водителем в кабине) хотя бы на дороги Европы, нужно решить еще немало вопросов.

Повысить безопасность системы до такого уровня, чтобы она распознавала мельчайшие препятствия и не была угрозой ни для пассажиров и груза, ни для пешеходов и других участников дорожного движения.

Обеспечить надежную защиту от хакеров: автомобиль, управляемый не человеком, а программой, станет лакомой целью как для просто хулиганов, так и для желающих, например, увезти груз в неизвестном направлении. И для террористов, к сожалению, тоже. Достаточно только вспомнить, сколько уже было случаев, когда обычный грузовой автомобиль использовался для массового убийства людей, а ведь в случае беспилотников террористу даже не надо будет рисковать своей жизнью, угоняя его и направляя в толпу.

К слову, несколько лет назад группа исследователей смогла взломать систему управления обычных машин — пикапа Ford и гибрида Toyota Prius. У них получилось перехватить управление тормозами, рулем и педалью газа.

Кроме того, остается нерешенной этическая проблема: какой алгоритм действий заложить в сложных дорожных ситуациях, когда вовремя затормозить уже нельзя, а поворот руля в любую сторону рискует унести чью-то жизнь? Ведь человек в таких случаях действует, в основном, на инстинктах, а здесь необходимо сделать уже абсолютно осознанный выбор…

Новый уровень грузоперевозок

Однако, несмотря на все проблемы, сложности и возможные негативные последствия, мало кто будет спорить с тем, что массовое внедрение беспилотных грузовиков (пусть даже и не полностью автономных) способно качественно изменить сферу грузоперевозок: существенно снизить стоимость транспортировки груза и в разы сократить сроки его доставки.

Причем для российского рынка робомобили вообще рискуют стать тем, что в кои-то веки окончательно решит все его самые наболевшие и десятилетиями не решаемые проблемы.

У нас появятся дороги!

На данный момент ситуация такова, что чуть ли не 70 процентов российских дорог нуждаются в ремонте. И ежегодно 40 процентов аварий происходит именно из-за плохого состояния дорожного полотна и халатности дорожных служб: ямы, выбоины, кочки, колдобины, отсутствие разметки и знаков, плохое освещение (…) — можно перечислять и перечислять.

70 процентов российских дорог нуждаются в ремонте

Только порядка 70 процентов дорог вообще имеют твердое покрытие. И это при том, что дорог у нас в принципе не хватает: 61 км на 1 000 км2 — такова плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в России. В то время как в странах ЕС этот показатель переваливает за тысячу (более 1 300 км на 1 000 км2 в Польше, около 1 800 км — в Германии, чуть меньше — в Чехии). Даже в Индии плотность дорог с твердым покрытием превышает 800 км на 1 000 км2, а в США составляет порядка 700 км. Мы же со своими показателями сопоставимы с Алжиром, Боливией и пр.

Однако если обычный человек на обычной машине еще может, рискуя жизнью и здоровьем, проявлять на российских дорогах (или тем, что под дорогами подразумевается) чудеса сноровки и лавирования (ему ведь больше ничего не остается), то беспилотник, выехав на трассу, сплошь усеянную ямами, вполне способен просто остановиться и вообще отказаться куда-либо двигаться.

Ему для работы необходимо хорошего качества дорожное полотно с ровным покрытием, прекрасно читаемой разметкой, отчетливыми знаками и умной инфраструктурой со встроенными датчиками, предупреждающими обо всех изменениях и опасностях.

А потому с распространением робомобилей волей-неволей придется строить отвечающие всем высоким стандартам дороги и качественно их ремонтировать.

Нет, можно, конечно, и по старинке ездить, но в ситуации, когда весь мир начнет переходить на беспилотники, подобное будет означать только одно — напрочь отсечь себя от основных транспортных потоков и просто погубить сферу пассажирских и грузовых автомобильных перевозок. Оставив лишь ту долю, которая для внутреннего потребления.

Впрочем, да, зная наши традиции, можно легко предположить, что хорошего качества «умных» дорог для беспилотников будет всего ничего — там, где проходят основные транспортные коридоры. Однако если смело посмотреть в то будущее, где обычных автомобилей просто не осталось, то рано или поздно государству в любом случае придется отжалеть средства, а дорожникам (или кто тогда будет вместо них?) — постараться.

В общем, с внедрением беспилотных автомобилей намечается хоть какая-то перспектива, иначе Россия рискует так никогда и не узнать: каково это — иметь хорошие дороги?..

Только КамАЗ все портит…

Работая над выпуском беспилотного грузовика, заверяет, что его модель опережает своих зарубежных «сородичей». Именно потому, что изначально разрабатывается под отечественные реалии — со способностью ездить по дороге с нечеткой разметкой, ямами и выбоинами и без специальных датчиков, помогающих распознавать дорожную обстановку. Планируется даже разработать робомобиль специально для бездорожья.

Получается, что создать самоуправляющийся автомобиль все равно легче, чем построить качественные дороги?..

Камаз намеревается выпустить беспилотник для бездорожья

Впрочем, и в таком случае (если, правда, беспилотник КамАЗа не постигнет участь Ё-мобиля и он таки выйдет на рынок со всеми заявленными возможностями) для нас все равно есть плюсы: либо наша автомобильная промышленность поднимется на продажах, либо наши транспортные компании с отечественными (а куда им с такими-то дорогами деваться?!) автомобилями в парке не будут знать, как отбиться от клиентов.

Заказы на перевозки грузов из Европы в Россию и из России в Европу точно будут за нами. Потому что мы-то на своих КамАЗах по европейским дорогам проедем, а вот они со своими Mercedes-Benz и Volvo по нашим — вряд ли.

Но вернемся к серьезному…

Совершенство законодательства

Жаловаться на имеющееся сегодня законодательство в области грузоперевозок можно бесконечно долго. Оно избыточно, противоречиво, не всегда отвечает современным реалиям. Содержит законодательные акты, составленные лет двадцать назад, до сих пор не отмененные и не «испорченные» изменениями и корректированием, вступающие, кстати, в конфликт с теми, что были написаны совсем недавно.

Взять хотя бы Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г. и «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом», вступившие в силу 6 лет назад. Первый документ утверждает форму 1-Т товарно-транспортной накладной, а второй вводит в оборот транспортную накладную. И пока оба документа действующие, в ходу обе накладные, а значит — путаница и возможности маневра для контролирующих органов, которые, воспользовавшись противоречием, всегда могут поймать на якобы нарушении.

Наше законодательство зачастую не согласуется с международным: как, например, взаимоотношения между ЕСТР и отечественным Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. А если и согласуется, то приказы и распоряжения отдельных служб могут запросто не заметить существующие законодательные акты и документы и утвердить собственный порядок: достаточно вспомнить ситуацию с книжками МДП.

Причем с нашими законодательными актами так: для одного вопроса их слишком много, для другого явно недостает. Уже не один год вне закона остается страхование ответственности экспедитора: страховщики охотно ее страхуют, однако при наступлении страхового случая могут запросто отказать в компенсации. И все из-за того, что ни в одном документе не оговорена возможность (или невозможность) такого страхования.

В общем, отечественное законодательство явно затрудняет качественное развитие сферы грузоперевозок.

Однако массовый выход на дороги беспилотных грузовиков способен решить эту проблему. Так как он потребует стандартизации национальных законодательств.

Массовый выход беспилотных грузовиков на дороги

В первую очередь, конечно, стандартизация коснется правил дорожного движения: они уж точно должны быть едины для всех стран. Но изменениям подвергнутся и другие сферы: безопасность движения, документооборот, вопросы страхования и ответственности за груз, особенности перевозки разных видов грузов, учет рабочего времени (водителей, еще не покинувших кабину транспортного средства, либо операторов, управляющих машинами дистанционно), допуск новых транспортных средств к участию в дорожном движении, проблемы пограничного контроля и таможенного досмотра…

Генеральный секретарь Европейской ассоциации производителей автомобилей Эрик Йонаерт по этому поводу сказал: «Максимальная выгода от внедрения новой технологии беспилотных грузовиков возможна только при стандартизации правил всеми странами. Очевидно, что вопросы, связанные с автоматизированными грузовиками, не могут решаться в рамках одной страны, поскольку грузовики должны беспрепятственно пересекать границы».

В общем, есть надежда, что вместе с прогрессивными автомобилями придет и прогрессивное законодательство.

Массовая автоматизация

Не сказать, конечно, что прогресс в виде электронного документооборота наших земель вообще не коснулся… В сфере железнодорожных перевозок уже действует ЭТРАН (электронная транспортная накладная) — автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Однако автомобильные грузоперевозки пока в гораздо меньшей степени подверглись информатизации. В том смысле, что компании могут вести электронный документооборот, обмениваться между собой электронными договорами, актами, счетами, заявками и т.д., но полностью отказаться от бумажных носителей — нет. В первую очередь потому, что отсутствует единая информационная система и среди «компьютеризированных» документов не значится главного для организации коммерческих грузоперевозок — транспортной накладной.

Только в конце марта этого года, после встречи с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок, Дмитрий Медведев поручил Министерствам финансов, транспорта, экономического развития, связи и массовых коммуникаций разработать предложения по внедрению электронной накладной при осуществлении грузовых перевозок.

Если говорить о зарубежном опыте, то в 2008-м году к Конвенции КДПГ был добавлен протокол, предписывающий электронную обработку накладных посредством e-CMR. Он вступил в силу в 2011-м году. Пока к нему присоединились только 11 стран, но в январе этого года уже состоялась первая международная грузоперевозка по системе e-CMR.

Россия, естественно, этот протокол еще не ратифицировала. Внутренний рынок информационных услуг не готов пока к такому шагу, да и некоторые участники сферы грузоперевозок считают, что переход на электронную форму накладной (не говоря уже о полном отказе от бумажных носителей) не упростит, а наоборот, здорово усложнит им жизнь.

Беспилотники подхлестнут развитие электронного документооборота

Хотя единая информационная система, предполагающая отсутствие необходимости возить с собой бумажные документы (тем более если действует принцип «Приложим еще и это — а вдруг остановят и спросят?!»), пересылать их друг другу обычной почтой и, теряя время, ждать, пока они наконец-то доберутся до адресата, существенно ускорит и облегчит процесс грузоперевозки, его контроля, а также повысит его прозрачность.

Конечно, рано или поздно мы и так должны были бы к этому прийти, однако перспектива выезда на дороги беспилотных грузовиков точно должна подхлестнуть автоматизацию.

Без взяток и поборов

Суть этой проблемы уж точно не надо описывать: любой перевозчик, постоянно разъезжающий по дорогам России, расскажет не одну историю на тему «Лучше «отстегнуть» — и спокойно ехать дальше!» и назовет размер месячной «абонентской платы» сотрудникам ГИБДД за движение без препятствий в виде постов.

Например, два года назад существенно увеличились штрафы за «перегруз»: для юридических лиц сумма наказания (в зависимости от величины превышения) может достигать 500 тысяч рублей. Вместе с тем нормы нагрузки на дорожное полотно, рассчитанные еще в советское время (как, собственно, и само дорожное полотно), не учитывают конструкцию современных транспортных средств и объемы перевозимых грузов. То есть: они словно бы провоцируют на нарушения, чем незамедлительно воспользовались сотрудники ГИБДД. По сведениям medusa.io, месячные выплаты в их пользу позволяли ездить по дорогам без контрольного взвешивания, включали в себя «абонемент» (специальный опознавательный знак — лист бумаги с определенным логотипом), а также СМС-рассылку, оповещающую о нежелательных пунктах контроля веса. Причем для каждого региона были установлены свои тарифы.

В данном случае даже трудно сказать, кто больше виноват: «гаишники», пользующиеся ситуацией, водители, считающие, что легче заплатить на месте, чем тратить время на получение разрешения, или законодательство, провоцирующее на нарушения?..

Тем не менее, с массовым внедрением беспилотных грузовиков (да и беспилотных автомобилей вообще), особенно когда водителя в кабине уже не будет, посты ГИБДД и Ространснадзора (транспортной инспекции) уйдут в небытие. Вместо них контролировать движение будут сами автомобили, «умная» дорога, да и вся разработанная система (кстати, может, именно поэтому ГИБДД выступает резко против беспилотников?!). Стребовать мзду тоже будет с некого, а сами робомобили и не станут пытаться нарушать.

ГИБДД борется с коррупционерами в своих рядах

В общем, в перспективе мы можем одолеть хотя бы коррупцию на дорогах.

Меньше мошенничества и краж грузов

Только за девять месяцев этого года и только по официальной (!) статистике МВД зафиксировано 1 540 случаев кражи грузов на транспорте и 1 518 случаев мошенничества. Воруют грузы, как правило, на стоянках — в то время, пока водитель отдыхает после «смены». Мошенники же, представляясь перевозчиками и получая груз в свое распоряжение, попросту увозят его в неизвестном направлении и растворяются на необозримых просторах нашей родины.

С одной стороны, конечно, внедрение беспилотных грузовиков ставит проблему хакерства, однако с другой — ухудшает возможности для кражи и мошенничества. Робомобилю не нужно отдыхать — он спокойно может двигаться без остановок и тем самым не давать доступ к грузу злоумышленникам. А система дистанционного управления позволит отслеживать его передвижение в режиме реального времени.

Лучшая сохранность груза

Мало того, что наши дороги создают все условия для того, чтобы груз не был доставлен целым и неповрежденным, так еще и сами водители не всегда отличаются должным поведением на дороге. Резко тормозят, столь же резко ускоряются, спеша проехать как можно больше, опрометью «мчатся» по ямам и колдобинам, вместо того чтобы сбавить скорость…

Самоуправляемый грузовик до такой езды вряд ли «додумается», он даже регламентированную скорость не станет превышать. А уж когда на дороге останутся именно беспилотные автомобили, «общающиеся» друг с другом и с установленными по всему пути датчиками и тут же от них «узнающие» обо всех опасностях и препятствиях по маршруту и об изменениях дорожной обстановки, им и к резкому торможению придется прибегать только в исключительных случаях. Плюс, хорошего качества дороги — и сохранность груза гарантирована.

…Рискуют ли действительно беспилотные грузовики до неузнаваемости изменить отечественную сферу грузоперевозок? Чтобы это узнать, осталось подождать самую «малость». На появление на дорогах самоуправляющихся автомобилей разработчики дают срок в 10 лет, на то, что они окончательно заменят профессиональных водителей, — 30.

Правда, у нас почему-то настроены гораздо оптимистичнее: руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в одном из своих выступлений как-то выразил уверенность, что уже через пять лет беспилотные грузовики смогут вытеснить с рынка водителей-дальнобойщиков.

Роман Старовойт осмотрел беспилотники Камаз

Интересно, и откуда только у него такая информация?..