Беларусь и Азербайджан могут перейти на безразрешительную систему грузовых перевозок

28 мая 2025 г.11:50

Беларусь и Азербайджан могут перейти на безразрешительную систему грузоперевозок

Официальный телеграм-канал Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Беларусь предложила Азербайджану перейти на полностью безразрешительную систему грузовых перевозок. Об этом, как отмечает информационное агентство «БелТА», рассказал заместитель министра транспорта и коммуникаций РБ Сергей Дубина по итогам круглого стола, где обсуждалось сопряжение транспортного коридора «Север-Юг» с другими логистическими маршрутами, проходящими через Азербайджан. Одновременно белорусская сторона предложила Азербайджану отменить взимание дорожных сборов с белорусских перевозчиков, что позволит нарастить транзит грузов через страну. Тем более что Беларусь, находящаяся в условиях санкционных ограничений, сейчас чаще использует территорию Азербайджана, в том числе и для доставки своей продукции в Китай.

Так, например, в этом году состоялись уже две отправки контейнерных поездов в Китай через территорию Азербайджана. Маршрут мультимодальной перевозки прошел по железной дороге через Россию и Азербайджан, после чего на границе Азербайджана и Ирана контейнеры перегрузили на автомобильный транспорт и довезли до иранского порта Бендер-Аббас, откуда они морским путем проследовали в Китай.

При этом перевозки с Азербайджаном в целом показывают рост как для обмена товарами между двумя странами, так и для транзита в Иран, с которым Беларусь в условиях санкционных ограничений тоже активизирует сотрудничество.

Беларусь в условиях санкционных ограничений в принципе была вынуждена переориентировать свои экспортно-импортные потоки с основного до этого западного на восточное направление. В результате, одним из приоритетных для нее стал транспортный коридор «Север-Юг», западная ветка которого как раз таки проходит через Азербайджан.

Однако на данный момент из-за отсутствия железнодорожного участка «Решт-Астара» на границе Азербайджана и Ирана (его должны ввести к 2028-му году) этот маршрут требует несколько перегрузок на пути, что увеличивает стоимость перевозки.

«Доставка товаров по коридору «Север-Юг» с учетом многочисленных перегрузок с одного вида транспорта на другой повышает риски удорожания перевозки. Именно поэтому так важно выстраивание эффективной логистики, формирование комплексных ставок на весь путь следования по коридору, упрощение различных процедур, что в итоге позволит добиться существенного прироста работы для всех участников проекта», — отметил по итогам круглого стола Сергей Дубина.

Так, в частности, одним из шагов по выстраиванию эффективной логистики может стать переход на безразрешительную систему грузовых перевозок между Беларусью и Азербайджаном. С таким предложением белорусская сторона уже обратилась к азербайджанским коллегам, уточнил заместитель министра.

«Следующим шагом предлагаем рассмотреть отмену дорожного сбора в отношении белорусских перевозчиков на территории Азербайджана. ... Полагаю, что выравнивание условий взимания дорожного сбора между двумя странами позволит нарастить грузопоток через территорию Азербайджанской Республики», — продолжил Сергей Дубина, подчеркнув, что Беларусь еще в 2019-м году полностью отменила сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования.

В результате, по мнению заместителя министра, взаимные усилия стран по развитию международного транспортного коридора «Север-Юг» позволят решить стоящие вопросы, создать задел для плодотворного сотрудничества по увеличению грузопотока и в конечном итоге обеспечить рост экономик стран-участниц.

Тем более что, по его словам, сейчас в принципе наблюдается рост объема перевозок между Азией и странами ЕАЭС.

«Именно поэтому расширение и наращивание провозной способности основных транспортно-логистических коридоров идет в сторону Восточного, Азово-Черноморского и Каспийского направлений и далее к Персидскому заливу по международному транспортному коридору «Север-Юг». Наше будущее заключается в обеспечении связанности наших стран высокотехнологическим транспортом. Для этого мы гармонизируем свои усилия, повышаем прозрачность и распространение лучших практик и компетенций», — заключил Сергей Дубина.