Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Базу данных по ОСАГО могут передать Центробанку

17 июня 2020 г.15:22

Базу данных по ОСАГО могут передать Центробанку

Российский союз автостраховщиков

Банк России может забрать себе базу данных по ОСАГО, которую сейчас ведет Российский союз автостраховщиков (РСА). Об этом, как передает ТАСС, в интервью «Российской газете» сообщил заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин.

«Индивидуализация тарифа требует совершенно нового подхода к IT-инфраструктуре: уровень моделирования, уровень электронных баз данных кратно возрастает. В связи с этим мы считаем, что назрел вопрос: где должны накапливаться такие данные и на чем они должны базироваться», — отметил он.

«Казалось бы, у нас есть сегодня автоматизированная система Российского союза автостраховщиков. Она — кладезь большого количества информации. Но мы видим за последние несколько лет, что, несмотря на все усилия страхового сообщества, она не может адаптироваться с той скоростью и с тем качеством, которое сегодня требуется», — добавил Владимир Чистюхин.

Индивидуализация тарифа ОСАГО, о которой говорит заместитель председателя Центробанка, предусматривает, в том числе, возможность учитывать допущенные страхователем нарушения ПДД при определении цены полиса. Новые правила расчета должны вступить в силу в конце августа этого года.

На стоимость страховки будут влиять такие нарушения ПДД, как выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, зафиксированные непосредственно инспектором, а также управление автомобилем в нетрезвом виде. Для того чтобы этот принцип действовал, должен быть обеспечен постоянный обмен данными между базой ГИБДД и базой по ОСАГО.

По мнению Владимира Чистюхина, необходимо также расширить базу по ОСАГО на иные виды страхования.

«Поэтому в ближайшее время мы поставим вопрос о том, кто должен вести эту базу. На наш взгляд, для использования такой базы в публичных целях, чтобы она была удобна и понятна как потребителю, так и страховому сообществу, она должна перейти какому-то государственному органу или субъекту этого органа. Мы рассматриваем, что это будет регулятор, то есть Центробанк, либо организация при Банке России», — сказал представитель банка.

Владимир Чистюхин привел в пример базу техосмотра, которую изначально создавал РСА, но потом она перешла в ведение МВД.

«Мы не хотим, чтобы были разные операторы. Сегодня количество жалоб на присвоение коэффициента бонус-малус (зависит от истории аварийности – прим.) составляет более половины от всех жалоб на ОСАГО. И никак эту проблему не решить. А нам хотелось бы, чтобы технологии поставили бы потребителю простые и технологически надежные решения», — отметил он.

База данных АИС РСА для ОСАГО предоставляет страховым компаниям данные, позволяющие провести расчет стоимости полиса. Владельцы транспортных средств, в свою очередь, с помощью этой системы могут рассчитать коэффициент бонус-малус, убедиться, что их полис зарегистрирован в системе, или оформить полис в электронном виде.

База, созданная в 2013-м году, содержит также основные характеристики автомобилей, историю вождения, данные по оформлению страховых случаев и прошедшим по ним выплатам, оформлению и продаже полисов страхования.

В Центробанке рассчитывают расширить ее возможности: в частности, планируется, что через нее ГИБДД сможет проверять наличие полисов у водителей, а сам регулятор — вести расчет экономически обоснованных тарифов.

Напомним, что в прошлом году в Москве уже провели эксперимент по автоматической, с помощью дорожных камер, проверке наличия полисов у автовладельцев (нарушителям, правда, приходили не штрафы, а уведомления о необходимости застраховать свою автогражданскую ответственность). Однако дальше этот пилотный проект пока не пошел, а его подготовка,  принципе, заняла много времени, в том числе и из-за проблем с базой по ОСАГО и обмена данными с базой ГИБДД.

Если изначально планировалось, что по каждой проехавшей под камерой машине запрос будет направляться в базу по ОСАГО, то потом стало ясно, что такое количество обращений она просто не выдержит. Поэтому проверку, можно сказать, перевели в «ручной» режим: ЦОДД составлял выборку всех уникальных проездов и направлял ее в ГИБДД, ГИБДД, в свою очередь, дополнив ее сведениями об автомобиля, переправляла список в РСА. И уже в РСА проверяли, у кого из автовладельцев по этому перечню полис ОСАГО отсутствует.

Такой механизм взаимодействия между базами, естественно, затрудняет привлечение дорожных камер к выявлению полисов по всей стране.