Базу данных по ОСАГО могут передать Центробанку
17 июня 2020 г.15:22

Российский союз автостраховщиков
Банк России может забрать себе базу данных по ОСАГО, которую сейчас ведет Российский союз автостраховщиков (РСА). Об этом, как передает ТАСС, в интервью «Российской газете» сообщил заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин.
«Индивидуализация тарифа требует совершенно нового подхода к IT-инфраструктуре: уровень моделирования, уровень электронных баз данных кратно возрастает. В связи с этим мы считаем, что назрел вопрос: где должны накапливаться такие данные и на чем они должны базироваться», — отметил он.
«Казалось бы, у нас есть сегодня автоматизированная система Российского союза автостраховщиков. Она — кладезь большого количества информации. Но мы видим за последние несколько лет, что, несмотря на все усилия страхового сообщества, она не может адаптироваться с той скоростью и с тем качеством, которое сегодня требуется», — добавил Владимир Чистюхин.
Индивидуализация тарифа ОСАГО, о которой говорит заместитель председателя Центробанка, предусматривает, в том числе, возможность учитывать допущенные страхователем нарушения ПДД при определении цены полиса. Новые правила расчета должны вступить в силу в конце августа этого года.
На стоимость страховки будут влиять такие нарушения ПДД, как выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, зафиксированные непосредственно инспектором, а также управление автомобилем в нетрезвом виде. Для того чтобы этот принцип действовал, должен быть обеспечен постоянный обмен данными между базой ГИБДД и базой по ОСАГО.
По мнению Владимира Чистюхина, необходимо также расширить базу по ОСАГО на иные виды страхования.
«Поэтому в ближайшее время мы поставим вопрос о том, кто должен вести эту базу. На наш взгляд, для использования такой базы в публичных целях, чтобы она была удобна и понятна как потребителю, так и страховому сообществу, она должна перейти какому-то государственному органу или субъекту этого органа. Мы рассматриваем, что это будет регулятор, то есть Центробанк, либо организация при Банке России», — сказал представитель банка.
Владимир Чистюхин привел в пример базу техосмотра, которую изначально создавал РСА, но потом она перешла в ведение МВД.
«Мы не хотим, чтобы были разные операторы. Сегодня количество жалоб на присвоение коэффициента бонус-малус (зависит от истории аварийности – прим.) составляет более половины от всех жалоб на ОСАГО. И никак эту проблему не решить. А нам хотелось бы, чтобы технологии поставили бы потребителю простые и технологически надежные решения», — отметил он.
База данных АИС РСА для ОСАГО предоставляет страховым компаниям данные, позволяющие провести расчет стоимости полиса. Владельцы транспортных средств, в свою очередь, с помощью этой системы могут рассчитать коэффициент бонус-малус, убедиться, что их полис зарегистрирован в системе, или оформить полис в электронном виде.
База, созданная в 2013-м году, содержит также основные характеристики автомобилей, историю вождения, данные по оформлению страховых случаев и прошедшим по ним выплатам, оформлению и продаже полисов страхования.
В Центробанке рассчитывают расширить ее возможности: в частности, планируется, что через нее ГИБДД сможет проверять наличие полисов у водителей, а сам регулятор — вести расчет экономически обоснованных тарифов.
Напомним, что в прошлом году в Москве уже провели эксперимент по автоматической, с помощью дорожных камер, проверке наличия полисов у автовладельцев (нарушителям, правда, приходили не штрафы, а уведомления о необходимости застраховать свою автогражданскую ответственность). Однако дальше этот пилотный проект пока не пошел, а его подготовка, принципе, заняла много времени, в том числе и из-за проблем с базой по ОСАГО и обмена данными с базой ГИБДД.
Если изначально планировалось, что по каждой проехавшей под камерой машине запрос будет направляться в базу по ОСАГО, то потом стало ясно, что такое количество обращений она просто не выдержит. Поэтому проверку, можно сказать, перевели в «ручной» режим: ЦОДД составлял выборку всех уникальных проездов и направлял ее в ГИБДД, ГИБДД, в свою очередь, дополнив ее сведениями об автомобиля, переправляла список в РСА. И уже в РСА проверяли, у кого из автовладельцев по этому перечню полис ОСАГО отсутствует.
Такой механизм взаимодействия между базами, естественно, затрудняет привлечение дорожных камер к выявлению полисов по всей стране.