Автомобильные перевозки через Казахстан перегружены
14 ноября 2024 г.16:00
Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
В ноябре среднее время пересечения границы с Казахстаном увеличилось сразу в два раза. Как пояснили в «ПЭК», на ситуацию влияют несколько факторов. Во-первых, в целом на фоне высокого предновогоднего сезона растет объем грузов, доставляемых в Россию, в том числе из Китая транзитом через Казахстан. А во-вторых, Казахстан продолжает усиливать контроль за вывозимыми товарами, вплоть до досмотра на границе с полной разгрузкой транспортных средств. Кроме того, в автомобильных переходах между Россией и Казахстаном в принципе не хватает необходимой инфраструктуры и мощностей для оформления возросшего грузового потока.
Итак, в ноябре средний срок ожидания на автомобильных пунктах пропуска между Россией и Казахстаном увеличился в два раза по сравнению с предыдущим месяцем — до двух-четырех дней, в зависимости от того или иного перехода.
По данным «ПЭК», наибольшие заторы наблюдаются с казахстанской стороны в пунктах пропуска «Петухово/Жана Жол», «Бугристое/Кайрак» и «Веселоярск/Ауыл». Это в том числе связано с острой нехваткой мощностей для оформления транспорта, полос и подъездных путей. Плюс, периодические сбои в работе сервиса Cargo Ruqsat вызывают ограничения при регистрации в электронной очереди, действующей в пограничных переходах на территории Казахстана.
«Если при пересечении границы возникла поломка транспортного средства или компания неверно оформила документы, остальные транспортные средства образуют многокилометровый затор, вынужденно ожидая разрешения ситуации», — пояснил руководитель ПЭК:GLOBAL Сергей Денисов.
Средний срок ожидания на границе между Россией и Казахстаном растет также и из-за увеличения количества досмотров на этом направлении — до 90-95% от общего числа грузов, следующих из соседней республики. Процедура может длиться от 10 минут до двух суток при досмотре с полной выгрузкой отправлений из транспортного средства.
Как напомнил руководитель направления развития бизнеса «ПЭК» в республиках Казахстан и Кыргызстан Тахир Минеев, в апреле 2023-го года Казахстан ввел обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через территорию Казахстана, — как для юридических, так и для физических лиц.
При этом разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются еще и специальные разрешения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР) или Комитета государственных доходов республики — т.н. справки МИИР. С начала 2024-го года этот список увеличился на 25%, до 145 кодов ТН ВЭД.
Сам перечень товаров указан в решении Евразийской экономической комиссии №59 и приказе МИИР №424. Обновленные данные публикуются на цифровых площадках, рекомендованных к отслеживанию Министерством торговли и интеграции Казахстана.
«Однако информация остается разрозненной. Из-за этого перевозчики до сих пор сталкиваются с ситуациями, когда сопроводительные документы на товар могли быть оформлены верно, а на следующий день — вступили в силу изменения и оказалось, что нужны специальные разрешения, которых нет. Компании вынуждены экстренно оформлять недостающие документы, а транспортные средства — простаивать на границе», — рассказал Сергей Денисов.
Как уточнили в «ПЭК», по состоянию на 12-е ноября, средний срок доставки между Казахстаном и Россией увеличился на 32% по сравнению с предыдущим месяцем. Например, перевозка из Алматы в Москву теперь занимает 11-14 дней, а стоимость доставки выросла на 15% и продолжает расти.
«На фоне резкого роста объемов перевозок из Китая в предновогодний сезон грузопоток в Россию через территорию сопредельной республики за сентябрь-октябрь увеличился на 30% по сравнению с двумя предыдущими месяцами и продолжает расти, поэтому заторы могут увеличиться», — отметил руководитель ПЭК:GLOBAL.
Он считает, что для нормализации ситуации важно ускорить модернизацию пограничных переходов между Россией и Казахстаном. В первую очередь, речь идет о наиболее перегруженных пунктах пропуска «Бугристое», «Петухово» и «Веселоярск», реконструкция которых, по данным Росгранстроя, запланирована до конца 2026-го года.
В ходе работ, в частности, необходимо открыть дополнительные площадки для оформления и осмотра транспорта, увеличить количество автомобильных полос, расширить подъездные пути, а также запустить сервисные зоны для ожидания и отдыха водителей, которых сейчас остро не хватает.
«Снижение административных и инфраструктурных барьеров позволит ускорить доставку между Россией и Казахстаном более чем в два раза — до 5-7 дней, в зависимости от направления. Благодаря упрощению оформления сопроводительных документов бизнес сможет нарастить грузопоток, что будет способствовать развитию торгового сотрудничества между Россией и Казахстаном», — заключил Сергей Денисов.