А давайте Россия профинансирует еще и Трансафганскую железную дорогу!
3 августа 2023 г.16:39
pxhere.com
Афганистан обратился к России и Казахстану с предложением принять участие в финансировании Трансафганской железной дороги «Пакистан-Афганистан-Узбекистан». Об этом ТАСС рассказал министр торговли и промышленности во временном Правительстве страны Нуриддин Азизи. Дорога может открыть для России короткий доступ к пакистанскому порту в Аравийском море и тем самым обеспечить еще один вариант морской доставки товаров.
«Мы приглашаем для участия в данном проекте (Трансафганской железной дороги – прим.) Российскую Федерацию и Республику Казахстан. В моем понимании это не является вложением инвестиций только в Афганистан, эта железная дорога на пользу всем, и мы готовы принять рабочие группы этих стран и рассматривать вместе с ними этот проект», — заявил Нуриддин Азизи.
При этом он отметил, что необходимо создать офис в Кабуле с представителями Афганистана, Пакистана, Узбекистана, Казахстана и России, благодаря чему можно было бы «минимизировать время согласования» и «максимально быстро сократить решение технических вопросов».
Нехватка моря
Если так посмотреть, то строительство Трансафганской железной дороги действительно может дать определенные выгоды и России. По крайней мере, Россия сейчас заинтересована в том, чтобы получить дополнительный выход к мировому океану, несмотря на то что сама окружена большим количеством морей.
Однако Дальний Восток, который сейчас, по сути, стал воротами в страну, во-первых, не справляется с нагрузкой. А во-вторых, слишком уж значительное расстояние необходимо преодолеть, чтобы с дальневосточных регионов довезти груз в европейскую часть России, еще и в условиях низкой пропускной способности Транссиба.
Порты в Балтийском море, которые прежде были основными морскими воротами в Россию, на данный момент из-за санкций ЕС можно использовать в весьма ограниченном режиме. Не зря ведь в 2022-м году один только Большой порт Санкт-Петербурга показал снижение по грузообороту сразу на 37,5%.
Северный морской путь, который проходит в акватории Северного Ледовитого океана, как раз поэтому и сложно развивать, что он проходит в акватории Северного Ледовитого океана. Хотя власти РФ сейчас активно пытаются это делать... Однако перевозки по этому маршруту ограничены природными условиями, что в любом случае будет сказываться на регулярности рейсов и сроках доставки, и требуют дополнительных расходов на фрахт ледокола и т.п.
Чтобы попасть в Черное море, необходимо пройти через Суэцкий канал (а это задержки по времени) и через пролифы Босфор и Дарданеллы (а это требования к оснастке судов и необходимость перевалки на меньшие судна).
Таким образом и получается, что России, окруженной морями, крайне необходимы выходы к морям.
Выход к иранским портам
Кстати, это и является одной из основных причин, почему именно сейчас Россия так активно взялась за международный транспортный коридор «Север-Юг», хотя соглашение о создании этого логистического маршрута было подписано еще 23 года назад.
«Север-Юг» обеспечивает доступ к иранским портам Бендер-Аббас и Чабахар. И если Бендер-Аббас расположен в Персидском заливе, то Чабахар — это прямой выход в Аравийское море, а значит, и в Индийский океан. Сюда можно доставлять грузы из Индии и других стран Азии (а они сейчас являются основными партнерами России), в том числе и из Китая.
Однако одна из веток этого транспортного коридора (западная) предусматривает главным образом только автомобильное сообщение, что ограничивает объемы перевозимых товаров. Железнодорожный маршрут на этом направлении появится после того, как будет достроен участок железной дороги «Решт-Астара», соединяющий Иран с Азербайджаном, а через Азербайджан — с Россией.
И вот чтобы приблизить этот момент, Россия и подключилась к финансированию проекта.
Соответствующее соглашение с Ираном было подписано в мае текущего года. В межгосударственном кредите в размере 1,3 млрд. евро на российскую долю приходится 85%.
Выход к пакистанским портам
На самом деле это направление Россия тоже развивает. Например, недавно в Пакистан поехали первые грузовики с российскими товарами (обратно они, надо полагать, возвращались тоже не пустыми).
Однако автомобильный маршрут в Пакистан на данный момент в принципе мало изъезжен, да и значительные объемы поставок, опять-таки, предполагают наличие железной дороги.
Строительство Трансафганской железной дороги, которая пройдет через Афганистан и Узбекистан, действительно через Казахстан дает России выход к пакистанским портам.
Соглашение между тремя странами (Пакистан, Афганистан и Узбекистан) о реализации проекта уже подписано.
По данным на 2021-й год стоимость дороги оценивалась приблизительно в 5 млрд. долларов. Правда, недавно Нуриддин Азизи рассказал, что проект решили удешевить, пустив ветку по менее гористой местности.
«Изначально проект рассматривал строительство дороги из Мазари-Шарифа через Кабул до Пешавара, но сейчас ввиду того, что проект предусматривает протяженный маршрут и высокогорную местность, [рабочая группа] пересмотрела [маршрут]. Теперь предусматривается, что дорога идет из Кабула в Логар, Пактию и дальше — на пакистанский город Парачинар», — пояснил министр, описывая маршрут железнодорожной линии по территории Афганистана.
Вместе с тем стоит также отметить, что власть в Афганистане сейчас находится у движения «Талибан», а это движение Решением Верховного суда РФ в 2003-м году признано террористической организацией. Его деятельность в России запрещена.