Законопроект, узаконивающий страхование ответственности экспедитора и перевозчика, приняли во втором чтении
19 февраля 2020 г.20:09
Государственная Дума РФ
Во вторник, 18-го февраля, Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект, который должен ввести в правовое поле уже распространенное страхование ответственности экспедитора и перевозчика. Сейчас возможность такого страхования нигде в нормативно-правовых актах прямо не указана, что дает недобросовестным страховщикам «лазейку» признавать заключенные договоры недействительными и тем самым освобождать себя от выплат.
Законопроект, напомним, был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в апреле прошлого года, хотя на необходимость изменения законодательства транспортные и экспедиционные компании указывают даже не одно десятилетие.
Сейчас на рынке сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, страхование ответственности уже вошло в практику: клиенты при выборе перевозчика обращают внимание на наличие полиса, а страховщики сами предлагают перевозчику и экспедитору такой вид услуги.
Однако с другой, законодательно возможность этого вида страхования действительно не прописана, в то время как ст. 932 Гражданского кодекса прямо говорит, что «страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом».
Ссылаясь на нее, страховщики, уже заключившие с перевозчиком/экспедитором договор и принимавшие от него взносы, при наступлении страхового случая могут заявить, что договор не действителен, и тем самым избежать выплат.
И хотя уже имеется четкая позиция Высшего Арбитражного и Верховного судов, которая, по сути, поддерживает сторону транспортно-экспедиционных компаний, решения других судебных инстанций все равно до сих пор не отличаются однообразием.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда от 2010-го года указывается, что договор страхования ответственности экспедитора/перевозчика является комплексным, а потому не противоречит закону. В Определении Верховного Суда от 2015-го года, отмечается, что страховая компания, которая своими действиями подтверждала заключение договора (в частности, принимала взносы), не может затем ссылаться на недействительность сделки.
Чтобы окончательно исключить двоякое толкование норм и избежать затянувшихся на десятилетия спорных ситуаций, законопроект предлагает прямо прописать в Уставе автомобильного транспорта и законе о транспортно-экспедиционной деятельности, что перевозчик/экспедитор вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза/транспортной экспедиции.
Подчеркнем: слово «вправе» означает возможность, а не обязательность страхования. Так что принятие закона, вопреки распространившимся после первого чтения слухам, не означает, что перевозчиков и экспедиторов заставят страховать свою ответственность.
Вместе с тем после первого чтения председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предполагал, что ко второму чтению в законопроекте могут прописать лимит страховой суммы. Однако пока единственное, что внесли в текст поправок, это прямую отсылку на 932-ю статью Гражданского кодекса.