Вступают в силу поправки в Кодекс торгового мореплавания

1 февраля 2018 г.14:30

С 1-го февраля вступают в силу поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ, предусмотренные Федеральным законом №460.

В соответствии со ст. 1 ФЗ №460 расширено понятие торгового мореплавания в ст. 2 Кодекса торгового мореплавания РФ. Теперь оно включает в себя дополнительно операции по хранению грузов с использованием судов, а также проведение морских ресурсных исследований. Часть 2 ст. 4 Кодекса расширяет понятие каботажа. Ранее под каботажем понимались перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами РФ. В новой редакции ограничение на совершение каботажных рейсов исключительно между двумя портами снято. Теперь каботажными рейсами считаются любые перевозки и буксировка между точками в территориальных водах РФ, без привязки к конкретным морским портам. Данное расширение понятия каботажа приветствуется, так как не все перевозки совершаются судами из одного морского порта в другой: имеют место перевозки до плавучих стационарных платформ, до мест отвала грунта и т.д.

Новая редакция ч. 3 ст. 4 Кодекса выделяет также деятельность, которая может быть совершена исключительно судами под флагом РФ, без допуска к ним иностранных судов. К такой деятельности относятся: 1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и/или в территориальном море РФ, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути; 2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории РФ и/или на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, в том числе на континентальном шельфе РФ, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки; 3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути. Таким образом, для совершения вышеуказанных операций судно должно быть зарегистрировано под флагом РФ либо постоянно (на основании права собственности на судно российского лица), либо временно (на основании бербоут-чартера судна).

Привлечение российских судов для морских перевозок нефти, газа, угля и конденсата, погруженных на суда в акватории Северного морского пути, вступает в силу лишь с 30-го декабря 2018-го года, что дает участникам отрасли возможность осуществить заключение новых договоров с владельцами судов под флагами РФ в разумный срок.

РЖД-партнер