Вслед за весовым в России облегчают и габаритный контроль, однако вопросы к работе оборудования остаются

22 февраля 2023 г.15:45

Вслед за весовым в России облегчают и габаритный контроль

Росавтодор

Сегодня, 22-го февраля, Государственная Дума РФ приняла в последнем, третьем, чтении законопроект, который увеличивает до 10 см нештрафуемый порог при габаритном контроле. Правда, только при автоматической фиксации. Представители логистического рынка называют это решение оптимальным, однако подчеркивают, что основная проблема автоматических комплексов остается — некорретность их настроек.

Итак, после того как законопроект будет принят окончательно (после одобрения Советом Федерации и подписи президента) и вступит в силу (а судя по тому, что через три чтения он уже прошел, это должно произойти довольно скоро), количество ошибочно начисленных системой автоматического весогабаритного контроля (АСВГК) штрафов должно существенно снизиться.

Все потому, что со вступлением закона в силу владельцев грузовых автомобилей на автоматических постах будут привлекать к ответственности за превышение допустимых габаритов только в том случае, если такое превышение будет более 10 см. То есть: для автоматических постов нештрафуемый порог составит 10 см.

При этом подчеркнем: послабление касается исключительно автоматических комплексов весогабаритного контроля. На обычных стационарных постах, где замеры проводят сотрудники надзорных органов, порядок останется прежним: перевозчиков все так же будут штрафовать даже за минимальное, в 1 см, превышение допустимых параметров грузовика.

Нештрафуемый порог для автоматических пунктов подняли до 10 см именно для того, чтобы минимизировать случаи ошибочных штрафов.

Если при замерах на стационарных постах грузовик стоит неподвижно, то автоматическую «рамку» он проезжает на скорости, из-за чего, например, у фуры раздувается тент, в то время как оборудование разницу между тентом и непосредственной конструкцией кузова автомобиля не делает и потому фиксирует превышение допустимых параметров. То есть, получается, штрафует перевозчика за нарушение, которого на самом деле не было.

А штрафы даже за минимальное, до 10 см, превышение допустимых габаритов при автоматическом контроле далеко не маленькие — 150 тыс. рублей.

Благодаря увеличению нештрафуемого порога до 10 см на автоматических постах ошибочных штрафов из-за таких вот «несуразиц», как раздутый тент, удастся избежать.

А с учетом того, что в июне прошлого года нештрафуемый порог при весовом контроле (причем касательно всех постов — и автоматических, и обычных стационарных и передвижных) подняли до 10% (при превышении допустимых весовых параметров до 10% штрафы не выносятся), можно говорить об определенной либерализации весогабаритного контроля в России.

Вот только проблема в другом — в некорректной работе оборудования

В целом, представители рынка автомобильных грузоперевозок, конечно, приветствуют увеличение нештрафуемого порога при габаритном контроле. Они подтверждают, что проблема ошибочных штрафов в этом случае действительно довольно распространена.

«Проблема действительно распространенная. Например, в 2021-м году, когда в Челябинске запустили новый АПВГК (автоматический пост весогабаритного контроля – прим.), приходили штрафы за допустимое превышение габаритов грузовиков даже на 2 см, а общее их число увеличилось», — рассказывает Олег Гайфуллин, директор по логистике и коммерции транспортной компании Delko.

Однако при этом он поясняет, что причиной тому были не столько раздутый тент фуры или что-то в этом роде, а некорректные настройки самого измерительного оборудования. «В 2022-м году настройки были скорректированы, и количество штрафов уменьшилось на 94,5%», — уточняет эксперт.

На проблему ошибочной работы автоматических постов обращает внимание и Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. «Точность расчетов каждого комплекса АСВГК продолжает вызывать вопросы, — говорит он. — Такие же вопросы вызывает порядок расчета, периодичность поверки, калибровки и другие. Важно, чтобы обслуживание комплексов проводилось без перекрытия федеральной трассы».

Как подчеркивает Олег Гайфуллин, для того чтобы в целом снизить число ошибочных штрафов на автоматических постах, необходимо своевременно регулировать работу комплексов, особенно тогда, «когда учащаются штрафы за негабарит».

Однако в любом случае отмена штрафов за незначительное превышение допустимых габаритов грузовиков до 10 см выглядит логичным шагом, отмечает Эдуард Миронов. Тем более что это никак не повлияет на безопасность на дорогах.

«Во-первых, данное изменение вряд ли приведет к увеличению ширины изготавливаемых в России полуприцепов. Во-вторых, по ГОСТ ширина полос для движения транспорта вне населенных пунктов варьируется в пределах 3-4,5 метров. Стандартная внешняя ширина полуприцепа — 2,55 метра», — поясняет эксперт.

«Таким образом, превышение допустимых габаритов на 10 см дорожную ситуацию не ухудшит, но позволит избежать ложного срабатывания автоматической системы из-за ветра, теней и других погодных факторов», — подытоживает представитель FM Logistic в России.