Все весогабаритные посты России свяжут в единую автоматизированную систему
21 ноября 2023 г.16:57
Росавтодор
К 2025-му году на федеральных трассах России восстановят работу всех 60 автоматических пунктов весогабаритного контроля, а к концу 2030-го года введут в эксплуатацию еще более 300 постов, рассказали в пресс-службе Росавтодора. С 1-го марта 2025-го года все комплексы начнут постепенно подключать к единой автоматизированной системе, причем речь идет не только об автоматических, но также о стационарных и передвижных постах как на федеральных, так и на региональных дорогах страны.
Напомним: развитие автоматической системы весогабаритного контроля в России идет уже на протяжении семи лет. Первый такой комплекс, который взвешивает и замеряет транспортное средство без его остановки, ввели в эксплуатацию осенью 2016-го года в Вологодской области.
Однако полноценную работу над созданием весогабаритной системы по всей стране запустили где-то с 2019-го года одновременно с запуском национального проекта «Безопасные качественные дороги». Тогда в показателях проекта значилось, что к концу 2024-го года на региональных дорогах построят 366 «умных» весов, а на федеральных трассах — 387.
Правда, если региональные власти действительно активно взялись за распространение автоматических постов (на данный момент на региональной дорожной сети уже ввели в эксплуатацию 386 весогабаритных «рамок»), то на федеральных трассах работы застопорились.
Одной из причин, в частности, стало то, что в течение нескольких лет так и не смогли выбрать оператора для системы.
Изначально (еще в конце 2018-го года) планировалось, что им станет компания «РТ-Инвест транспортные системы», которая также является оператором системы «Платон». По крайней мере, представленное тогда концессионное соглашение писалось будто бы специально под нее. Однако позже свою кандидатуру выдвинул «Ростелеком» — и условия соглашения пришлось пересматривать.
И хотя затем, по сути, была создана совместная компания — «Ростелематика», оператора для автоматизированной системы весогабаритного контроля на федеральных трассах так и не определили, а работы по возведению автоматических постов практически остановились.
В результате, когда осенью 2020-го года для национального проекта «Безопасные качественные дороги» пересмотрели целевые показатели, то для системы весогабаритного контроля на федеральных трассах их снизили — до 235 к концу 2024-го года.
Но в планы все равно не вписались
Как рассказали в Росавтодоре, на данный момент на федеральных дорогах страны установлено всего 60 автоматических постов весогабаритного контроля. Причем большинство из них построили еще до 2020-го года, поэтому сейчас они не отвечают современным требованиям и не функционируют.
Восстановить их работу должны в течение 2024-го года.
Таким образом, к концу 2024-го года на федеральной дорожной сети будут действовать чуть более 60 автоматических комплексов вместо 235 запланированных.
«Большинство пунктов весогабаритного контроля на подведомственной дорожной сети Росавтодора построены еще до 2020-го года. В этом году ведомством разработана программа, которая предусматривает до 2025-го года включительно восстановить работу всех имеющихся пунктов, а именно — 60 АПВГК (автоматических пунктов весогабаритного контроля – прим.). На сегодняшний день у нас уже администрируются 12 из них. Также планируется ввод 311 новых пунктов», — пояснили в Росавтодоре.
При этом 311 постов — это те посты, которые будут введены непосредственно на дорогах, подчиненных Федеральному дорожному агентству. Всего же на федеральной дорожной сети (а значит, и на платных трассах «Автодора») до конца 2030-го года запланировано 417 весогабаритных комплексов.
Подключение к единой автоматизированной системе
С 1-го марта 2025-го марта все автоматические посты весогабаритного контроля начнут постепенно подключать к единой автоматизированной системе. Причем, как можно понять из сообщения Росавтодора, речь идет не только о федеральной, но и о региональной дорожной сети. Кроме того, в системе будут также собираться данные о результатах измерений с обычных стационарных и передвижных комплексов, где взвешивание и замеры проводят сотрудники Ространснадзора.
Для создания системы Министерством транспорта РФ уже подготовлены специальные поправки в законодательство, которые в принципе вводят понятие автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК).
«Планируется, что система будет формировать акты результатов измерений весовых и габаритных параметров со всех автоматических пунктов страны и станет общим центром сбора, обработки, анализа и хранения информации, в том числе поступающей со стационарных и передвижных пунктов», — уточнили в Федеральном дорожном агентстве.
Таким образом, система объединит все весогабаритные комплексы страны и в целом ужесточит контроль за соблюдением перевозчиками допустимых параметров грузовых транспортных средств.
В частности, как отмечают в Росавтодоре, благодаря созданию системы будет решена проблема неотвратимости наказания в случае массового сокрытия государственных регистрационных знаков (сейчас это более 80% нераспознанных нарушителей).
Для самих же перевозчиков она будет удобна тем, что станет единым центром хранения информации о проведенных замерах. Сейчас же владельцам грузовиков, которые следуют по региональным дорогам, для проверки результатов взвешивания необходимо пользоваться сразу несколькими информационными системами, которые работают отдельно в каждом регионе.
В то же время стоит подчеркнуть, что к концу 2030-го года к системе должны подключить как минимум 1 015 автоматических постов: 417 — на федеральной дорожной сети и 598 — на региональной. При этом первые тестовые подключения начнут уже после сентября 2024-го года.