Водители грузовиков по-прежнему остаются самыми востребованными работниками в сфере логистики
20 сентября 2024 г.15:25
Росавтодор
Согласно исследованию сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, транспортно-логистическая отрасль по-прежнему испытывает дефицит водителей грузовых автомобилей. Они являются самыми востребованными работниками в сфере логистики, а рост их зарплат в Москве, например, показал +13% к прошлому году, достигнув максимального размера в 280 тыс. рублей. Следующим по востребованности в логистике идет персонал складских комплексов — комплектовщики, водители погрузчиков, кладовщики и грузчики.
Транспортно-логистическая отрасль сейчас, в принципе, входит в топ-5 сфер с наиболее высокой потребностью в персонале, занимая четвертое место по количеству размещенных вакансий (на первом — промышленность и производство).
По данным сервиса SuperJob, за год число вакансий в сфере «Логистика, транспорт, склад, ВЭД» увеличилось на 12%, а количество резюме выросло на 14%.
«Конкурс на вакансию не изменился: подбор по-прежнему ведется в условиях дефицита кадров. ... Учитывая, что на одну вакансию обычно набирают несколько работников, дефицит кадров выглядит еще более значительным», — отмечают авторы исследования.
При этом наиболее активно в сентябре 2024-го года персонал в сфере логистики набирали в автомобильные перевозки (первое место), на складские комплексы и в железнодорожные перевозки.
Самыми же востребованными работниками оказались водители грузовых автомобилей. На фоне дефицита кадров их зарплаты в зависимости от региона сейчас могут превышать 200 тыс. рублей. Так, например, в Москве они уже достигают 280 тыс. рублей в месяц, причем это с учетом выплаты всех налогов.
«Зарплата водителя 200+ тыс. рублей в месяц — наша новая реальность. Зарплатный максимум в Москве сегодня — 280 000 рублей в месяц. Такой уровень дохода ожидает водителей 20-тонников со стажем от 3 лет, опытом управления машинами с рефрижераторными установками либо опытом перевозки опасных грузов (свидетельство ДОПОГ)», — говорят авторы исследования.
В то же время они подчеркивают, что много зарабатывают те, «кто буквально «живут за баранкой», т.е. постоянно находятся в междугородних/международных рейсах (без простоев)».
Комментарий ГК Rusta
В отрасли действительно существует дефицит профессиональных водителей большегрузного транспорта: по нашим оценкам, нехватка кадров в сфере грузоперевозок составляет сегодня порядка 20-25%.
И это явление наблюдается не первый год: это — устойчивый тренд всех последних лет, если не всего последнего десятилетия. Объективно, ситуация с кадрами каждый год становится лишь хуже, и причин тому много, целый комплекс. Первая и фундаментальная — старение кадров, молодежь сейчас не стремится в эту профессию.
Молодые мужчины в возрасте до 35 лет предпочитают выбирать другую работу, нежели идти в водители дальних рейсов. Если раньше, еще лет 15-20 назад, эта профессия была окружена ореолом романтики и считалась среди мужчин «крутой», то сегодня, к сожалению, она уже не считается престижной. В обществе на слуху айтишники, менеджеры и т.д.
Плюс к этому накладываются тяжелые физические условия труда и не самая высокие, по российским меркам, зарплаты. Есть и семейный фактор: дальнобойщики могут не бывать дома по 30 дней и более, к этому тоже не каждый готов.
Наконец, еще один важный момент: формально водителей как таковых — с правами категории CE — найти, в принципе, может любая компания. Но здесь стоит вопрос квалификации — уровня подготовки, опыта... И это особенно важно, когда речь идет о международных грузоперевозках.
Что касается тренда по росту зарплат водителей, то на наш взгляд, он еще продолжится. Как было отмечено выше, ситуация с кадрами из года в год лишь ухудшается. И объективно, в стране наблюдаются как общий рост зарплат, так и общий рост цен, здесь все взаимосвязано.
Чистая экономика: растет стоимость энергоносителей, топлива — растет себестоимость грузоперевозок; растут зарплаты во всех отраслях — растут и в логистике. Не может так быть, что все вокруг дорожает, а зарплаты водителей остаются на прежнем уровне.