Водитель грузовика — это профессия, которая действительно требует большой ответственности и мастерства, или Зачем проводить конкурсы на звание лучшего водителя

25 ноября 2020 г.18:28

Зачем проводить конкурсы на звание лучшего водителя грузовика

Агентство автомобильного транспорта

С 11-го по 13-е ноября в Симферополе состоялся конкурс на звание лучшего водителя грузовика. Если вкратце, то в соревнованиях, которые включали практическую и теоретическую части, приняли участие 37 водителей из 25 городов России, разыгрывался призовой фонд в 1 млн. рублей. А если подробнее, то о том, как проходило состязание, мы поговорили с водителем ГК «CRAFTER», занявшим 4-е место, и его коллегой, судившим конкурс.

Владимир Бардак, член судейской коллегии, сотрудник ГК «CRAFTER», начальник автоколонны АТП Тимашевска; общий стаж вождения — 22 года.

— По условиям конкурса, все водители приехали на соревнование с сопровождающими и все сопровождающие вошли в состав судейской коллегии. Такая система должна была гарантировать равное отношение ко всем конкурсантам и прозрачность результатов.

Мы, составившие судейскую коллегию, оценивали прохождение трассы и выполнение заданий, а основными жюри были лицензированные судьи во главе с Дмитрием Куприяновым — судьей международного класса.

Перед соревнованием мы прошли инструктаж, ознакомились с техникой безопасности и критериями судейства. Я даже сам проехал по конкурсной трассе, и честно скажу: испытания были довольно сложными.

Лично для меня же самым сложным было осознание своей ответственности: я понимал, что не имею права ни на одну ошибку, потому что любая допущенная мною ошибка — это несправедливая оценка мастерства участника и самого конкурса в целом.

Александр Сафонов, водитель ГК «CRAFTER», занявший в конкурсе 4-е место; общий стаж вождения — 18 лет.

Фото: пресс-служба ГК «CRAFTER»

— Я впервые участвовал в таком конкурсе. Причем, стоит признаться, это была не моя инициатива — мои руководители предложили мне проверить себя, и я согласился. Не мог отказаться, потому что понял: в компании, где я работаю только с декабря прошлого года, мне действительно доверяют. Правда, с другой стороны, боялся это доверие не оправдать и очень волновался: все-таки представлял не только себя, но и честь всей компании.

На конкурс я поехал сразу после рейса, однако правила дорожного движения все же успел повторить. И немного потренироваться на рабочем «КамАЗе» тоже.

Фото: пресс-служба ГК «CRAFTER»

Участники соревновались в двух категориях: в вождении автомобиля грузоподъемностью до 10 тонн и свыше 10 тонн. (Александр Сафонов, кстати, боролся за победу во второй категории.) Конкурс был разделен на два этапа — теоретический и практический, причем в практической части все элементы («змейка», «круг», «бокс», «парковка», «тоннельные ворота», «колея», «линия стоп») нужно было выполнить дважды: в первый раз — «налегке», а во второй — со стаканом воды в кузове.

Полный стакан символизировал собой хрупкий груз: необходимо было так проехать по трассе, чтобы из него не выплеснулось ни капли воды. Чтобы было очевидно, пролилось содержимое стакана или нет, под него подкладывали сухую бумажную салфетку. Если после прохождения элементов она была мокрой, упражнение считалось невыполненным.

Фото: пресс-служба ГК «CRAFTER»

Из 37 водителей девять человек это испытание не прошли. Но Александр Сафонов с ним справился:

— На самом деле на реальной дороге все даже сложнее, потому что там ты отвечаешь за настоящий груз. Но здесь, в конкурсе, появляется сильное волнение. И вот справиться с ним — это самое сложное испытание.

Я думаю, над каждым участником волнение периодически брало верх, несмотря на то что у нас у всех богатый практический опыт и мы уверенно чувствуем себя за рулем. Поэтому я бы посоветовал всем, кто тоже хочет посостязаться в следующий раз, работать именно со своими внутренними переживаниями. Ну и конечно, освежить память на знание ПДД.

За последнее время было внесено немало нововведений в Правила дорожного движения, подчеркивает Александр Сафонов. «Нововведения были в вопросах, — уточняет он. — Поэтому, безусловно, интуиция здесь однозначно не поможет».

Кстати, сам Александр Сафонов ответил на все 40 вопросов за 2 минуты 23 секунды без единой ошибки. В целом же на теоретический блок давалось 20 минут.

«Для определения победителя суммировались баллы, начисленные за сдачу Правил дорожного движения, за прохождение трассы скоростного маневрирования и выполнение упражнения «Хрупкий груз», — рассказывает Владимир Бардак. — В скоростном маневрировании задачей водителя было максимально точное прохождение зачетной трассы с минимальным временем. Ошибками считались касание стоек, ограничителей, фишек. Например, в конкурсе «парковка» водитель мог получить максимум 10 баллов, однако за каждую фишку, которую затронул автомобиль, снималось по 0,5 балла».

При этом фишки стояли друг от друга на расстоянии 2,75 метра, в то время как ширина машины составляла 2,6 метра. «Представляете, как сложно было не ошибиться? — отмечает член судейской коллегии. — Тем более что участникам приходилось садиться за руль автомобиля, в котором они прежде не ездили. Причем возможности привыкнуть к нему у водителей не было — впервые сев в машину, они сразу же выезжали на ней на соревновательную трассу».

К слову, на самой трассе никаких предварительных тренировок тоже не было.

Фото: пресс-служба Агентства автомобильного транспорта

«Конечно, привыкнуть к машине — это очень сложно: человек не чувствует габариты, волнуется и совершает ошибки. Но это ведь конкурс, а любой конкурс подразумевает трудности», — считает Владимир Бардак.

«Наверное, если бы была возможность проехать по трассе заранее и было бы время «почувствовать» машину, то результаты были бы другие. Но это конкурс — поэтому такие условия действительно честные», — соглашается со своим коллегой Александр Сафонов.

Для соревнований, кстати, предоставлялись грузовики «КамАЗа» (он и выступил партнером конкурса) — «КамАЗ-5325» и «КамАЗ-54901».

Сам Александр Сафонов говорит, что ему ездить на отечественном автомобиле не впервой — он работает на «КамАЗ-5490 Neo», однако у машины, на которой приходилось выполнять упражнения, габариты были шире. «Но в этом есть и свои плюсы, — считает он, — конкурсанты действительно показывали свое мастерство».

Фото: пресс-служба ГК «CRAFTER»

«Знаете, я с удовольствием приму участие в таком конкурсе еще раз, если не буду в рейсе, — улыбается Александр Сафонов. — Потому что это хороший опыт и хорошая возможность расти профессионально. Ты можешь проверить, на что ты способен, понять, над чем еще нужно поработать. Плюс, ты знакомишься с новыми людьми, своими коллегами, смотришь на их мастерство, общаешься с ними, обмениваешься опытом. Это действительно очень полезно».

«Такие конкурсы подчеркивают роль водителя грузового автомобиля, показывают, что это та профессия, которая сопряжена с высоким уровнем ответственности, требует мастерства, дает возможность работать, развиваться и совершенствоваться», — отмечает Владимир Бардак.

«Ведь водитель и грузовик — это тандем, — объясняет он. — Машина чувствует водителя, а водитель-профессионал именно благодаря своему мастерству и ответственности может продлить срок службы автомобиля. От его квалификации зависит объем перевезенного груза, а значит, грузооборот автомобильного транспорта в целом и экономическая эффективность транспортной отрасли нашей страны. Но прежде всего умения водителя влияют на дорожную безопасность».

«Безусловно, такие конкурсы популяризируют профессию, помогают обменяться опытом и являются стимулом для компаний воспитывать лучших водителей», — заключает Владимир Бардак.