Вместо QR-кода на выход из дома — QR-код на въезд в регион: как может измениться «режим самоизоляции»?
30 апреля 2020 г.20:57

Официальный сайт мэра Москвы
То, что Владимир Путин продлил «самоизоляционные» выходные до 12-го мая, вряд ли означает, что именно с этого числа с дорог страны разом самоустранятся санитарные, контрольные и прочие пропускные пункты. Скорее всего, передвижение между регионами по-прежнему будет ограничиваться. И вот мы тут подумали: а не начнут ли для контроля массово использовать не справки от работодателей, а цифровую пропускную систему?
Наивно ожидать, что с 12-го мая перемещение между субъектами России снова станет свободным.
Хотя бы потому, что за эти полторы недели коронавирусная инфекция точно никуда не уйдет. За отсутствие второй «волны» никто поручиться не сможет. Эпидемиологическая ситуация в нашей большой стране, которая почему-то одновременно ушла на самоизоляцию, развивается по-разному (то есть: не исключено, что, когда Нижегородская область, например, пройдет через пик, Республика Алтай, где первый случай ковида был зафиксирован 16-го апреля, к этому пику только приблизится).
Да и жители Москвы, на которую приходится половина всех выявленных заражений, так и будут оставаться нежелательными гостями в других регионах России.
А потому не исключено, что вместо цифровой пропускной системы на выход из дома появится новая — на въезд в каждый регион. И последние новости как бы намекают: грузовой транспорт она тоже может не обойти.
Пропуска — в цифру
29-го апреля губернатор Нижегородской области подписал указ, который ограничивает въезд транспортных средств на территорию региона. Грузовики с товарами обещают пропускать, но только при наличии QR-кода, хотя прежде такие коды должны были получать лишь жители области.
С 30-го апреля цифровые пропуска ввели и для въезжающих в Тульскую область. О каких-то исключениях для перевозки грузов в постановлении регионального Правительства не упоминается.
Чтобы доставить груз на территорию Свободненского района Амурской области, тоже нужно обязательно получить пропуск в местной Администрации.
QR-коды уже действуют и для передвижения по Владимирской области.
Причем в Тульской и Владимирской областях для оформления пропусков подключили платформу на портале госуслуг и мобильное приложение «Госуслуги СТОП Коронавирус», которые с 15-го апреля используются для получения разрешений в Московской области.
Этот сервис, напомним, специально разработало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. И о своем желании его протестировать, помимо Тульской и Владимирской областей, уже сообщили еще 19 регионов.
Предполагалось, конечно, что систему запустят для того, чтобы контролировать выходы из дома, но судя по тенденции ее вполне могут распространить на перемещения между регионами и на межрегиональные перевозки тоже.
Впрочем, что-то подобное (единые правила) для перевозчиков, чью работу, по указу Президента, кажется, не должны были ограничивать, следовало ввести уже давно.
Потому что вот эта ситуация, когда для Краснодарского края пропуска нужно оформлять одним образом, для Салехарда — другим и совершенно иным для какого-нибудь Севастополя, единственное, чему препятствует, так это быстрой доставке груза из региона в регион.
Федерация на самоизоляции
То, что творилось в регионах в первые дни «изоляционных» выходных, иначе как известной пословицей про усердно молящегося не опишешь.
Перекрытый на «ремонт» мост через реку Ик на границе Татарстана и Башкортостана
В один день, без предварительного объявления, на дорогах «вырастали» санитарные посты, на карантин закрывались поселки и города, а некоторые субъекты (как, например, Татарстан) под предлогом ремонтных работ бетонными блоками преграждали въезд на свою территорию.
Больше всего от этого хаоса, естественно, страдали перевозчики, которые вот прямо на месте узнавали о только что введенных ограничениях и прямо на месте были вынуждены решать, как их объехать, чтобы доставить те же гречку и туалетную бумагу на прилавки магазинов.
«Первое время ограничения вступали в силу с момента официального опубликования документа, — вспоминает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic. — И это действительно создавало проблемы при въезде в некоторые регионы и города».
Хаос усугублялся еще и тем, что каждый из 85 регионов России придумал собственные правила и все эти разные правила разом обрушились на перевозчиков: где-то для въезда достаточно только справки от работодателя, где-то нужна еще справка от грузоотправителя, а где-то вообще действует пропускная система…
С последней, кстати, отличился Краснодарский край.
Свои «разукрашенные» пропуска (синий — для транзита, красный — для всего края, зеленый — для муниципалитетов, желтый — для Краснодара) он анонсировал еще 1-го апреля. То есть: до того момента, как официально вышел указ Президента, который, собственно, разрешил региональным властям вводить ограничения для транспорта.
Причем несмотря на то, что в указе подчеркивалось: межрегиональных перевозок ограничения касаться не должны, — пропуска для грузового транспорта все равно не отменили.
И тут сразу же возникла проблема: пока систему «обкатали», грузовики часами стояли на границе края, дожидаясь подтверждения на въезд.
«На начальных этапах ввода пропусков в Краснодарском крае была проблема с их получением, — говорит директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic. — Мы сталкивались с долгим процессом подтверждения возможности въехать в регион даже для доставки продуктов первой необходимости и для получения разрешений были вынуждены прибегать к помощи сообществ и наших транспортных партнеров».
Сейчас, по словам Эдуарда Миронова, ситуация нормализовалась: пропуска выдаются в штатном порядке и отгрузки в магазины и распределительные центры Краснодарского края идут в стандартном режиме.
Фото: пресс-служба Администрации Краснодара
И хотя с самим фактом, что передвижение по стране не может быть таким свободным, каковым оно было в допандемические времена, транспортные компании уже действительно смирились, сложности продолжаются.
Во-первых, не было и нет единой платформы, где бы оперативно публиковались данные по всем регионам. Каждый раз перед перевозкой необходимо отдельно узнавать, какие правила действуют в субъектах, по территории которых пройдет автомобиль. А сами правила при этом регулярно обновляются.
«Усложняет работу большое количество вносимых изменений в указы и постановления региональных властей, — соглашается Эдуард Миронов. — Поэтому в данном случае мы благодарны, например, мэру Москвы за то, что каждое новое постановление выходит в измененной редакции и нет необходимости самостоятельно проверять, что именно нового добавили в те или иные пункты».
Мы с этим, кстати, столкнулись тогда, когда готовили сводную таблицу по регионам. Изменения в официальные документы по «самоизоляционному» режиму стабильно вносятся раз в несколько дней. И в какой-то момент ты вообще перестаешь понимать, что и с каким документом надо сравнивать и к какой версии постановления обращаться.
Во-вторых, вместе с распространением коронавирусной инфекции все большее количество населенных пунктов и целых районов, которые еще недавно были открыты для свободного въезда, закрываются на карантин.
Хотя это, стоит признать, не столько ограничивает движение грузовиков (по большому счету, не ограничивает), сколько добавляет паники в работу перевозчиков.
«К сожалению, на рынке грузоперевозок слишком много слухов и недостоверной информации, — говорит Эдуард Миронов. — Нам часто приходится работать с паническими настроениями наших партнеров, которые, услышав от водителей о том, что скоро будет «закрыт» какой-то город, где находится крупный распределительный центр или магазин федеральной торговой сети, передают эту информацию нам. Хотя стоит только изучить официальный документ — и становится понятно, что для грузового транспорта возможности въезда сохраняются».
Сейчас, в целом, ситуация более ли менее нормализовалась. До недавнего времени в большинстве регионов роль пропуска выполняла справка от работодателя, а также транспортные документы и сопроводительные документы на груз.
«Все, конечно, зависит от региона. У водителя должна быть справка с места его официального трудоустройства и специальные пропуска там, где они требуются, — уточняет Эдуард Миронов. — В начале режима повышенной готовности мы также выдавали справки о характере груза и напоминание о том, что на отрасль грузоперевозок запреты, связанные с перемещением, не распространяются».
Однако вот именно сейчас, на майские праздники, регионы начинают объявлять о закрытии своих границ.
«Инорегиональным» въезд воспрещен
В принципе, санитарные и контрольно-пропускные пункты на границах большинства регионов стоят уже давно, с начала «изоляционных» выходных.
Пост ГИБДД на границе Башкортостана и Челябинской области/Фото: пресс-служба МВД по Челябинской области
Но если на первых порах здесь, в основном, измеряли температуру водителей и пассажиров, раздавали памятки о самоизоляции и анкеты для заполнения, то впоследствии контроль стал ужесточаться.
Сообщалось, что сотрудники ГИБДД выясняют причину въезда в регион и, если причина кажется малоубедительной, просто разворачивают автомобиль.
Грузовиков это, как правило, не касается, но для проверки их все равно останавливают. А к работе постов на подъезде к Ростову-на-Дону, например, подключили специальные консультационные группы, которые помогают сотрудникам ГИБДД принять решение, пропускать тот или иной коммерческий транспорт на территорию города или нет.
Теперь же некоторые регионы (Томская, Костромская, Нижегородская области) официально объявили о закрытии своих границ для жителей других регионов.
Не исключено, что их примеру последуют и все остальные. И не только на майские праздники, но как минимум для того, чтобы потом, на фоне ослабления режима самоизоляции, не допустить еще более быстрого распространения коронавируса по стране.
Регионы, уже решившиеся закрыть свои границы, въезд по служебным обязанностям оставляют открытым. Но как лучше всего контролировать это служебное перемещение, если (как, например, Нижегородская область) не с помощью цифровых пропусков?..
Тем более что единая платформа для этого уже есть. И нужно ведь как-то использовать то, что Министерство цифрового развития так «вовремя» разработало…