Владимир Путин поручил продлить национальный «дорожный» проект до 2030 года
15 июля 2022 г.10:32
kremlin.ru
Президент РФ Владимир Путин поручил продлить сроки реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) до 2030-го года. Список поручений, подготовленный по итогам прошедшего в начале июня совещания по вопросам дорожного строительства, в среду, 13-го июля, опубликован на сайте Кремля. В нем также значится ускорение ремонтных работ на дорогах, входящих в опорную сеть, увеличение при выполнении дорожного ремонта и строительства доли материалов и техники российского производства, расширение практики строительства платных дорог и пр.
Национальный «дорожный» проект
В поручении президента сказано: «Продлить на период до 2030-го года сроки реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»». Срок выполнения поручения — 15-е октября 2022-го года.
При этом на самом деле обновленный национальный проект (а в последний раз он был обновлен в 2020-м году после похожего указа президента) уже содержит цели-показатели на период до 2030-го года.
Так, например, в нем установлено, что к этому сроку, к 2030-му году, доля дорог регионального значения в нормативном состоянии в среднем по стране должна вырасти до 60%, в то время как по итогам реализации проекта на конец 2024-го года она должна будет составлять 50,9%.
Кроме того, с 2025-го года в проект планируют ввести города с населением от 100 тыс. до 200 тыс. человек (сейчас в нем участвуют агломерации с числом жителей от 200 тыс. человек) и города на Дальнем Востоке с населением от 20 тыс. человек. Здесь за пять лет, к концу 2030-го года, в нормативное состояние должны привести 85% улично-дорожной сети.
Напомним: такой же показатель сейчас установлен для агломераций от 200 тыс. жителей. В соответствии с изначальными целями проекта в них 85-процентного качества местных дорог должных добиться к концу 2024-го года.
В целом, обновленный еще в 2020-м году национальный «дорожный» проект предусматривает также цели развития на период до 2030-го года по вопросам реконструкции аварийных искусственных сооружений, строительства автоматических пунктов весогабаритного контроля грузовиков, сокращения числа погибших в ДТП и др.
Таким образом, в поручении президента речь, скорее всего, идет о коррекции уже установленных целей, оптимизации выполняемых работ, а также о включении в национальный проект дорожных программ, которые сейчас реализуются отдельно.
По крайней мере, в этом году уже неоднократно заявлялось о необходимости ускорить работы по проекту с тем, чтобы добиться его основных целевых показателей не к концу 2024-го года, а уже в 2023-м году.
Речь, в частности, идет о достижении с годовым опережением 85-процентного показателя качества для дорог в агломерациях от 200 тыс. человек.
Ускориться также планируют и с приведением в нормативное состояние дорог опорной сети (в нее входит 138 тыс. км федеральных и региональных трасс), чтобы достичь целевого показателя в 85% не к 2030-му году, а к 2027-му году. Кстати, этот пункт даже идет отдельным пунктом в поручениях президента.
Кроме того, Владимир Путин поручил утвердить пятилетний план дорожного строительства на 2023-2027 годы, а этот план как раз таки и презентовался как направленный на опережающее исполнение национального проекта. На его реализацию уже предусмотрено выделение 13,2 трлн. рублей.
Остальные поручения президента
По итогам совещания, посвященного дорожной отрасли, Владимир Путин также поручил увеличить долю материалов и техники российского производства при строительстве и ремонте дорог, что актуально на фоне санкций западных стран и отказа многих иностранных компаний сотрудничать с Россией.
В этой же связи в списке поручений значится «внедрение новых технологий, материалов и решений в сфере дорожного строительства, привлечение к их разработке отечественных научных организаций и профильных образовательных организаций высшего образования».
Помимо этого, подчеркивается необходимость синхронизировать мероприятия по дорожному ремонту и строительству с развитием транспортно-логистических коридоров (логистические цепочки сейчас на фоне санкций тоже меняются) и уделять внимание строительству сопутствующей инфраструктуры и объектов дорожного сервиса.
Из вопросов, непосредственно касающихся дорожного строительства, можно также выделить поручение президента увеличить межремонтные сроки «для всех категорий автомобильных дорог (без увеличения норматива финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание таких дорог) при условии сохранения уровня безопасности дорожного движения».
Кроме того, предусматривается расширение практики строительства дорог с финансированием из внебюджетных источников, иными словами — платных для проезда трасс.