В том виде, как нормы о реестре разработаны сейчас, перевозчика могут лишить работы в любой момент

26 июля 2024 г.11:47

Что думают о реестре автомобильных грузоперевозчиков на рынке?

Росавтодор

Накануне Государственная Дума РФ одобрила в первом чтении законопроект, который предусматривает создание в России реестра автомобильных грузовых перевозчиков. Прежде документ был поддержан Правительственной комиссией, да и в принципе, как говорят его авторы, составлялся по поручению президента РФ. Все это свидетельствует о том, что в этот раз реестр, который, по сути, станет допуском на рынок внутренних перевозок, действительно могут ввести. В профессиональном сообществе подобную инициативу в целом называют правильной, однако считают, что она нуждается в доработке. Поскольку по тем нормам, которые сейчас предложены для реестра, перевозчика могут лишить работы буквально в любой момент.

О реестре

Если вкратце, то регистрация в реестре будет обязательной для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих коммерческую доставку товаров по территории России с использованием грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн.

Международные перевозчики в реестр тоже попадут, но им самим там регистрироваться не придется: данные в автоматическом режиме будут взяты из системы допуска к международным автомобильным перевозкам.

Как следует из принятого законопроекта, без записи в реестре перевозчики в принципе не смогут выполнять коммерческую доставку товаров. Плюс, ответственность также собираются возложить и на грузовладельцев, обратившихся за транспортными услугами к тем, кто не числится в реестре.

Для записи в реестре необходимо будет предоставить информацию о себе как юридическом лице или ИП, а также основные данные об используемых транспортных средствах с подтверждением, что они используются на законном основании (договор аренды, лизинга и т.п.).

Кроме того, для того чтобы войти в реестр, надо будет соответствовать трем основным требованиям — финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности.

Финансовая состоятельность предусматривает отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и т.д. Профессиональная надежность подразумевает отсутствие у руководителя компании или ИП непогашенной судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства, безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

А для подтверждения профессиональной компетентности необходимо иметь в штате сотрудника, ответственного за безопасность дорожного движения.

Как следует полагать, если перевозчик в какой-то момент этим требованиям соответствовать не будет, его могут из реестра исключить, что по факту будет означать невозможность осуществлять свою профессиональную деятельность.

Из реестра также могут исключить в случае многократных нарушений требований о соблюдении безопасности дорожного движения (непроведение медицинских осмотров водителей, выпуск на линию транспортного средства в неисправном техническом состоянии и пр.). Правда, пока не совсем понятно, что именно будет считаться многократностью и за какой период времени.

Еще одной причиной для лишения записи в реестре может быть несовпадение предоставленных данных о себе и транспортных средствах с реальными (например, закончился срок аренды транспортного средства или в лизинг приобретен еще один автомобиль). Тогда перевозчику будет дан срок в 10 дней для обновления информации. Если данные так и не будут откорректированы, перевозчика по решению суда исключат из реестра.

При этом положения о возможности восстановления в реестре в законопроекте мало проработаны, а возможность обжаловать решение об исключении вообще не упоминается.

Добавим также, что реестр будет вестись в электронном виде на создаваемой национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог».

Авторы законопроекта предлагают ввести его в силу с 1-го марта 2025-го года, однако в Правительстве РФ эту дату рекомендуют перенести на 1-е сентября 2025-го года.

Что думают о реестре на рынке?

«Мы считаем, это правильная инициатива, о которой на рынке говорили уже много лет. Дело в том, что большинство (более половины) участников рынка — это небольшие и маленькие перевозчики, которые стараются в своей работе экономить на уплате налогов, того же самого НДС, и в целом работать по «серым» схемам. Попросту говоря, уходят от налогов, чем нарушают рыночную конкуренцию», — отмечает генеральный директор «РустаЛогистик» Екатерина Кузина.

По ее словам, это ставит участников рынка в неравные условия работы, так как крупные и добросовестные игроки не могут позволить себе подобные методы ведения бизнеса. Введение же общего реестра с его жесткими требованиями к перевозчикам должно устранить эту проблему.

«Законопроект в целом призван добавить прозрачности рынку, «обелить» его и полностью легализовать», — подчеркивает Екатерина Кузина.

При этом она обращает внимание, что реестр будет вестись на базе национальной цифровой транспортно-логистической платформы.

«Здесь замысел тоже понятен: наше государство в целом ведет курс на повсеместное введение электронного документооборота, и этот процесс происходит во всех отраслях. И данная единая электронная площадка позволит бизнесу максимально оперативно и эффективно взаимодействовать с государством, исключая «человеческий фактор». То есть данный сервис должен облегчить работу перевозчиков с документооборотом, сделать ее проще и удобнее», — поясняет генеральный директор «РустаЛогистик».

Кроме того, напоминает она, предусмотренные законопроектом изменения должны помочь повысить безопасность грузовых автоперевозок, значительно снизив аварийность на дорогах с участием грузового транспорта. «Это также благое намерение, которое можно только приветствовать», — отмечает Екатерина Кузина.

Вместе с тем она указывает, что «на данном этапе законопроект выглядит еще несколько «сыровато», в нем остаются «белые пятна», возникают вопросы». Так, например, «текущая редакция документа позволяет легко остановить работу перевозчика буквально в любой момент», подчеркивает генеральный директор «РустаЛогистик».

«Однако в общем и целом группа компаний Rusta поддерживает концепцию законопроекта, но повторю, что некоторые важные детали еще предстоит доработать — совместными усилиями бизнеса, профессиональных общественных объединений и властей, регуляторов отрасли», — заключает Екатерина Кузина.