В «РЖД» подтвердили возможные изменения тарифов на перевозку ряда грузов

14 июля 2025 г.15:40

В «РЖД» подтвердили возможные изменения тарифов на перевозку ряда грузов

Пресс-служба ОАО «РЖД»

«Российские железные дороги» («РЖД») действительно готовят тарифные изменения на перевозку ряда грузов. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе компании. Холдинг, в частности, планирует поэтапное сближение тарифов на перевозку металлургических грузов разных тарифных классов, а также корректировку тарифов на контейнерные перевозки. Кроме того, ожидается очередное повышение тарифов на порожний пробег подвижного состава.

Ранее в издании «Коммерсантъ» сообщили, что ОАО «РЖД» намерено провести масштабные изменения в структуре тарифов.

Так, например, запланировано сближение тарифов на металлургическое сырье и металлопродукцию, в результате которого перевозки сырья будут обходиться дороже, а готовых изделий — дешевле. Одновременно рассматривается повышение тарифов на транспортировку контейнеров (на 15%) и на порожний пробег подвижного состава (на 5% — в 2026-м году и еще на 5% — в 2027-м году).

«По поручению Минэкономразвития «РЖД» совместно с металлургическими компаниями проведена комплексная работа по поэтапному сближению тарифов на перевозку металлургических грузов разных тарифных классов. Оно направлено, прежде всего, на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта в сегменте перевозок готовой металлургической продукции 3-го тарифного класса и рост экономической эффективности перевозок сырьевых грузов (железной руды, кокса, коксующегося угля) 1-го тарифного класса», — рассказали в пресс-службе «Российских железных дорог».

Там пояснили, что повышение тарифа на перевозку сырья с одновременным снижением стоимости перевозки готовой продукции позволит сбалансировать тарифы, оптимизировать цепочки поставок и, в конечном итоге, увеличить объемы перевозок по железной дороге.

«В проработке решения участвуют ключевые производители, которые заинтересованы в реализации этой инициативы», — добавили в компании.

Одновременно в «РЖД» также прорабатывают альтернативные сценарии сближения тарифов, предусматривающие в том числе исключение из периметра тарифного маневра коксующегося угля.

Ожидается, что реализация тарифного маневра начнется не ранее 2028-го года.

Контейнерные перевозки и порожний пробег

При этом «РЖД» в целом готовят корректировку тарифов на контейнерные перевозки.

«Целью корректировки тарифов в сегменте контейнерных перевозок является повышение гибкости и оперативности реагирования на изменение конъюнктуры контейнерного рынка, включая альтернативные виды транспорта. Для компании важно повысить эффективность принятия тарифных решений в рамках реализации гибкой ценовой политики за счет расширения границ тарифного коридора от -50% до +15% к базовому тарифу», — уточнили в монополии.

«Для этого дополнительно потребуется упростить действующие правила принятия решений в рамках тарифного коридора», — добавили в пресс-службе.

Итогом новой тарифной политики, которую хотят внедрить в 2027-м году, должно стать привлечение дополнительных объемов грузов на железную дорогу, прежде всего с автомобильного транспорта.

В «РЖД» также подтвердили, что обсуждаются дополнительные корректировки тарифов на порожний пробег универсальных вагонов. Правда, для этого необходимо провести оценку чувствительности экономики перевозки отдельных грузов к изменению данного тарифа.

Вместе с тем уже проведенные структурные изменения в отношении транспортировки порожних вагонов в тарифной системе не отразились, подчеркивают в компании. Тарифы на порожний пробег по-прежнему ниже экономически обоснованного уровня, а доходы «РЖД» от таких перевозок покрывают менее 60% затрат.

В результате, заниженные тарифы сокращают экономический потенциал железнодорожного транспорта, вызывают избыточный парк вагонов и в целом выражаются в отсутствии стимулов к эффективному управлению вагонным парком.

В таких условиях, напоминают в пресс-службе «Российских железных дорог», Правительством РФ было принято решение с 1-го января 2025-го года дополнительно проиндексировать тарифы на порожний пробег еще на 10%. Такой шаг не отразился на экономике грузоотправителей, что подтверждается снижением ставок оперирования универсального подвижного состава, уверяют в ОАО «РЖД».

«Экономическая справедливость данного решения также подтверждается многими экспертами в сфере рынка транспортных услуг», — добавляют в холдинге.

«В рамках совместных совещаний на площадке Минэкономразвития России проанализированы тарифы на перевозку всех грузов прейскуранта № 10-01 на предмет их экономической актуальности. По остальным грузам с учетом позиции профильных ведомств было решено, что в текущих экономических реалиях дополнительная корректировка тарифов преждевременна», — указали в пресс-службе.

Что касается лесных грузов, то, учитывая отрицательный финансовый результат для «РЖД» от их перевозок, обсуждение тарифных условий для этого сегмента продолжится в 2026-м году.