В России транспортные субсидии экспортерам разделят по отраслям и странам
22 октября 2025 г.11:51

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Транспортные субсидии экспортерам будут распределять с учетом отрасли и страны поставок. Об этом, как отмечает ТАСС, рассказал глава комиссии Госсовета РФ по направлению «Международная кооперация и экспорт», губернатор Архангельской области Александр Цыбульский по итогам совместного заседания комиссий «Международная кооперация и экспорт» и «Промышленность». При этом на самом деле не очень понятно, о какой именно программе идет речь. В рамках одной из программ объем субсидий и так уже распределяется в зависимости от отрасли, а вторая программа как раз таки предусматривает компенсацию затрат только при экспорте по конкретным направлениям.
«Для сохранения и наращивания темпов экспорта необходимо совершенствовать меры поддержки. В частности, обсуждали трансформацию транспортной субсидии, которая позволяет нашим экспортерам компенсировать часть затрат на логистику. Сейчас планируется перейти к таргетированому подходу — распределению поддержки по отраслям и по странам. Это позволит адресно субсидировать наиболее чувствительные номенклатуры и выстраивать приоритетные транспортные коридоры», — написал в своем телеграм-канале Александр Цыбульский.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов тоже подтвердил, что таргетирование в рамках субсидирования экспорта предлагается проводить по двум направлениям.
«Первое — это отраслевой разрез, он позволит учесть номенклатурные позиции, которые больше всего нуждаются в субсидировании затрат на транспортировку для повышения конкурентоспособности. Второе — это страновой разрез, который позволит «раскатать» приоритетные транспортные коридоры. Наша субсидиарная работа должна быть как раз направлена на то, чтобы сфокусировать внимание экспортеров на наиболее эффективных маршрутах. Их и будем субсидировать в следующем году», — пояснил он.
По словам Александра Цыбульского, промышленный экспорт из РФ, несмотря на непростую внешнеэкономическую ситуацию, демонстрирует устойчивый рост.
Так, по данным Министерства промышленности и торговли России, за семь месяцев этого года объем поставок отечественной продукции за рубеж увеличился на 20%. Наиболее активно развиваются металлургическая, химическая и автомобильная отрасли — одни из ключевых для технологического суверенитета страны.
В свою очередь, председатель комиссии «Промышленность», губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев, говоря об экспорте промышленной продукции, отметил высокую эффективность работы Российского экспортного центра (РЭЦ), который стал опорой для развития диверсифицированной экономики субъектов РФ, занимающихся экспортом.
При этом, однако, чиновник подчеркнул необходимость расширения географии поставок химической продукции.
«По итогам I квартала 2025-го года экспорт химической продукции вырос на 22% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но при этом у нас уже 80% поставок осуществляется в «дружественные» страны: Индию, Китай, Турцию, Бразилию, страны Африки и Ближнего Востока. Магистральные рынки ушли, но предприятия сумели за четыре года полностью найти для себя новые ниши благодаря поддержке Правительства России, Министерства промышленности и торговли России и институтов РЭЦ», — подытожил Вячеслав Федорищев.
Субсидирование логистических затрат
На данный момент в России, по сути, действуют две программы по компенсации логистических затрат экспортеров.
Одна из них была запущена еще до 2022-го года и применяется уже на протяжении нескольких лет. Она как раз таки зависит от вида экспортируемой продукции, поскольку весь объем выделяемых субсидий распределяется между конкретными отраслями, причем в разных долях.
Так, например, в 2025-м году 70% предусмотренных на эти цели бюджетных средств было направлено для отрасли машиностроения, 25% — для лесопромышленного комплекса и только 5% — для остальных отраслей промышленности.
Считается, что в рамках этой программы предприятия могут компенсировать до 60% транспортных затрат при экспорте своих товаров, а если речь идет о поставках продукции лесопромышленного комплекса из Сибирского и Дальневосточного федерального округов — то до 30%. При этом предельный размер компенсации составляет 200 млн. рублей.
Что интересно, как раз таки в этом году субсидии в рамках программы начали выделять лишь тем экспортерам, которые осуществляют поставки в т.н. «дружественные» страны.
Еще одна программа субсидирования логистических затрат экспортеров начала действовать летом текущего года.
Она призвана «раскатать» новые маршруты, а потому предусматривает государственную поддержку только по семи приоритетным направлениям (Никарагуа, Сенегал, Венесуэла, Бразилия, Куба, Южно-Африканская Республика и Танзания) при условии, что поставки выполняются морем из портов Балтийского или Азово-Черноморского бассейнов.
В данном случае субсидии получают логистические операторы, которые взамен дают скидку до 50% на контейнерные сервисы в указанные страны.
