В России снова решили создать реестр автомобильных перевозчиков грузов для допуска на рынок
9 апреля 2024 г.14:19
Росавтодор
В России снова вспомнили про идею создания реестра автомобильных перевозчиков грузов, включение в который, по сути, должно стать допуском на рынок. Соответствующий законопроект накануне внесли на рассмотрение Государственной Думы. Основным автором документа является Евгений Москвичев — председатель парламентского Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, реестр должен установить контроль за перевозкой грузов внутри России, где, по данным авторов, более 60% услуг предоставляются по «серым» схемам, а также повысить уровень безопасности дорожного движения.
В 2009-м году в стране отменили лицензирование на автомобильные грузоперевозки, введя вместо этого необходимость уведомить о начале перевозочной деятельности, напоминается в записке. Однако по состоянию на 2-е апреля 2024-го года менее 20% от общего числа собственников грузовых автомобилей выполнили это требование, ссылаются авторы на сведения Ространснадзора.
«Соответственно, контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется, полностью отсутствует контроль за используемыми ими для осуществления перевозок грузов транспортными средствами», — подчеркивается в документе.
В итоге, владельцы грузовиков, выполняющие перевозки без уведомления, могут уходить от налогов и других сборов, а добросовестные перевозчики при этом находятся в неравных конкурентных условиях, считают составители законопроекта.
Одновременно страдает и безопасность дорожного движения. «В 2023-м году произошло 9,893 тыс. ДТП из-за нарушений водителями грузовых автомобилей правил дорожного движения, погибло 1 588 человек, что в 9 раз больше числа погибших в ДТП по вине водителей пассажирских автобусов (176 человек)», — приводятся данные в пояснительной записке.
Таким образом, принятие законопроекта обеспечит прозрачность на внутрироссийском рынке автомобильных грузовых перевозок, контроль за использованием грузовых транспортных средств, а также дополнительно принесет в бюджет около 450 млрд. рублей в год, уверены авторы документа.
Как будет работать реестр?
Реестр будет действовать только в отношении внутрироссийских коммерческих перевозчиков грузов. На международные перевозки грузов, а также на перевозки грузов для собственных нужд или на перевозки без выезда на дороги общего пользования он распространяться не будет.
Зарегистрироваться в реестре должны будут все владельцы грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн или те, кто пользуются этими транспортными средствами на ином праве собственности. Без такой регистрации они в принципе не смогут выполнять коммерческие перевозки грузов.
Причем в соответствии с законопроектом к ответственности точно так же будут привлекаться и грузовладельцы, обратившиеся за транспортными услугами к незарегистрированным перевозчикам.
При этом международные перевозчики смогут работать на российском рынке и без регистрации в указанном реестре. Правда, это будет возможно благодаря тому, что информация о них уже есть в реестре по допуску на международный рынок (он, напомним, начал действовать осенью 2021-го года).
В целом, реестр станет базой для уведомления о начале перевозочной деятельности.
Правда, вместе с таким уведомлением перевозчик также должен будет сообщить основные данные о себе и своих транспортных средствах: название компании (или ФИО — для ИП), номер налогоплательщика, адрес, телефонный номер, адрес электронной почты; ФИО специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения и номер подтверждающего это документа; регистрационный номер грузового автомобиля, его модель и марка, разрешенная максимальная масса, договор лизинга или аренды, если транспортное средство не находится в непосредственной собственности, а также номер действующего полиса ОСАГО.
Кроме того, перевозчик должен будет соответствовать трем основным требованиям — финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности.
Финансовая состоятельность подразумевает отсутствие задолженности по налогам и сборам, а профессиональная надежность — отсутствие у руководителя компании или ИП непогашенной судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства, безопасности движения и экплуатации автомобильного транспорта.
В свою очередь, профессиональная компетентность как раз таки подтверждается наличием в штате специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Сведения о перевозчике должны будут внести в реестр уже на следующий день после подачи уведомления с предоставлением всех необходимых сведений. И только после того, как в реестре появится соответствующая запись, перевозчик сможет приступить к выполнению транспортных услуг.
Для подтверждения того, что перевозчик внесен в реестр, ему пришлют электронную выписку с QR-кодом. QR-код как раз таки будет содержать ссылку на соответствующую запись.
Для самого же реестра планируют создать т.н. национальную цифровую транспортно-логистическую платформу «ГосЛог».
Возможно, речь идет о той платформе, которую рассчитывали запустить уже с 1-го апреля текущего года и которая должна объединить в себе перевозки всеми видами транспорта.
В то же время перевозчика смогут и исключить из реестра. Это, например, может произойти в том случае, если он снят с учета как юридическое лицо или ИП. Основанием для исключения (но только по приговору суда) также может стать вина в ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.
Кроме того, перевозчика могут удалить из реестра, если в десятидневный срок он не устранил обнаруженные за ним нарушения: несоответствие требованиям финансовой состоятельности, профессиональной надежности и компетентности, выполнение перевозок на транспортном средстве, которое не находится в собственности или в ином праве пользования, отсутствие действующего полиса ОСАГО.
Правда, исключить из реестра за неустранение нарушений смогут только по решению суда.
Предполагается, что реестр автомобильных грузоперевозчиков начнет действовать уже с 1-го марта 2025-го года.
Однако работающим представителям рынка все-таки дадут небольшой переходный срок. Владельцы грузовиков массой от 12 тонн должны будут зарегистрироваться в реестре в течение 180 дней после того, как соответствующий закон вступит в силу, а владельцы грузовых автомобилей массой от 3,5 до 12 тонн — в течение 270 дней.
Далеко не первая попытка
На самом идея создания в России реестра автомобильных грузоперевозчиков для доступа на рынок обсуждается еще с 2018-го года. Причем тогда условия для регистрации в нем планировали сделать гораздо жестче.
Так, например, для подтверждения своей финансовой состоятельности необходимо было бы иметь в собственности имущество стоимостью не менее 500 тыс. рублей на одно транспортное средство и не менее 200 тыс. рублей на каждое следующее.
В 2019-м году соответствующий законопроект даже внесли на рассмотрение в Государственную Думу, но дальнейшего движения он так и не получил.
При этом необходимость подобного подхода для ограничения доступа на рынок в то время, как отрасль постепенно переходит на электронный документооборот, в принципе оставляет вопросы. Поскольку после того как перевозочные документы в обязательном порядке переведут в электронный формат (а ранее это обещали сделать уже в 2024-м году), рынок сам по себе начнет выходить «из тени».