Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 4 квартал 2020 года

В России презентовали первый автопоезд-лабораторию для диагностики дорог

13 ноября 2020 г.10:42

В России презентовали первый автопоезд-лабораторию для диагностики дорог

Пресс-служба РосДорНИИ

В четверг, 12-го ноября, РосДорНИИ в рамках форума «Сильные идеи для нового времени» презентовал первую в России универсальную передвижную лабораторию непрерывной диагностики дорог — автопоезд «Эскандор», рассказывает в распространенном релизе пресс-служба организации. Если сейчас для исследования качества дорог требуется несколько автомобилей, которые должны останавливаться, чтобы делать замеры чуть ли не через каждые 50 метров, то «Эскандор» выполняет все необходимые манипуляции на ходу со скоростью до 80 км/ч.

«В отличие от других передвижных дорожных лабораторий, эта специализированная машина проводит экспресс-оценку дорожного покрытия в безостановочном режиме, — пояснил в ходе презентации генеральный директор «РосДорНИИ» Алексей Варятченко. — Максимальная скорость, при которой возможно проведение обследований, до 80 км/ч».

«То есть «Эскандор» будет двигаться со скоростью транспортного потока, ему не придется останавливаться и создавать помехи на дороге. Такой режим существенно повысит безопасность работ и полноту получаемых данных для комплексной оценки качества дорожного покрытия», — уточнил он.

За один день передвижная лаборатория может обследовать около 400 км, при этом в течение 20 дней она способна работать без выгрузки данных, которые, в свою очередь, считываются в автоматическом режиме. Таким образом, для работы «Эскандора» требуется только водитель (или два сменных водителя), а также команда инженеров, обслуживающих лабораторию на этапах предрейсовой подготовки и выгрузки данных.

Автопоезд может на ходу измерить прочность дорожного полотна, оценивая величину упругой осадки и форму чаши прогиба, продольную и поперечную ровность дороги («колейность») (с погрешностью не более 1 мм), глубину и профиль колеи, сцепные свойства дороги и дефекты дорожного покрытия.

«Лаборатория оснащена георадаром — системой георадиолокационного зондирования «Терразонд», которая показывает все слои дорожной конструкции, — рассказал Евгений Кошель, генеральный директор «Спецмаш-Диагностика» — компании-производителя диагностической техники. — Например, можно будет выявить ослабленные зоны в дорожной одежде».

Система также позволит создать цифровой двойник дорожной инфраструктуры — ее отображение в так называемом облаке точек. Обследование проводится с помощью мобильного лазерного сканера, в котором применяется технология LiDAR. С ее помощью определяются размеры геометрических элементов дороги, на основе которых формируется цифровой паспорт дорожной инфраструктуры, строится 3D-модель и проводятся проектные работы, например по реконструкции, с использованием BIM технологий.

Цифровой двойник дорожной инфраструктуры в режиме реального времени будет передаваться в Систему контроля дорожных фондов (СКДФ) — базу данных обо всех дорогах России, которая обеспечит взаимодействие на всех уровнях: от подрядных и эксплуатирующих организаций до водителей, пешеходов и др. участников дорожного движения.

Пользователи дорог смогут в режиме реального времени получить информацию о том, когда и кем был выполнен ремонт интересующего участка дороги или какие на нем запланированы работы, а также проинформировать владельцев дорог и местные власти о проблемах и дефектах и отследить реакцию на свое обращение.

В свою очередь, «РосДорНИИ» на основе цифрового двойника дорожной инфраструктуры рассчитает с применением технологий искусственного интеллекта интегральный индекс состояния дорожного покрытия. «Это позволит своевременно и эффективно планировать средства на текущий и капитальный ремонт дорог», — подчеркнул Алексей Варятченко.

Он также рассказал, что технология искусственного интеллекта будет применена и в работе самой передвижной лаборатории: на базе полученных данных о просканированных дорогах лаборатория «Эскандор» будет самообучаться, чтобы затем самостоятельно оценивать незнакомую дорогу и анализировать характер дефектов.

Порядка 80% установленного в передвижной лаборатории оборудования — российского производства. Стоимость «Эскандора» с полным оснащением составляет 100 млн. рублей, что дешевле зарубежных аналогов, цена которых достигает 4-5 млн. евро.

По словам Алексея Варятченко, для того чтобы обследовать все дороги страны (те, где возможен проезд автопоезда длиной 11,5 метра), понадобится примерно 5 таких лабораторий: две — для Центрального федерального округа с самой большой сетью дорог, остальные — для других регионов. Исследование одной и той же трассы будут проводить примерно один раз в 4 года.

Первый «Эскандор» выйдет на работу весной в Южном федеральном округе, поскольку диагностика дорожного покрытия действительно эффективна в бесснежный сезон.