В России могут разрешить выпуск автомобилей с нулевым экологическим классом

21 апреля 2022 г.12:28

В России могут разрешить выпуск машин с нулевым экологическим классом

commons.wikimedia.org

На фоне нехватки импортных комплектующих в России планируют временно снизить требования к выпускаемым транспортным средствам, в том числе по экологическому классу. Соответствующий документ уже подготовлен и находится на рассмотрении в Правительстве. При этом в Министерстве природных ресурсов и экологии опасаются, что такой шаг отразится на качестве воздуха в российских городах.

Как рассказали ТАСС в Министерстве промышленности и торговли, подготовленный документ предусматривает, что облегченные требования будут действовать по отношению к транспортным средствам, выпущенным с 1-го апреля этого года до 1-го февраля 2023-го года. Правда, как уточняется в публикации «Коммерсанта», речь идет о крупных отечественных автоконцернах (численность сотрудников — более 5 тыс. человек), производителях полуприцепов, электробусов, а также компаний под санкциями.

Послабления, в частности, касаются требований по экологическому классу автомобилей. Если сейчас в соответствии с действующим техническим регламентом Таможенного союза экологический класс новых транспортных средств должен быть не ниже «Евро-5», то временные меры разрешат даже выпуск машин с нулевым экологическим классом.

Вернее, для легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей и грузовиков с бензиновыми двигателями допустимый экологический класс опустится до «Евро-0», для легких коммерческих автомобилей и грузовиков с дизельными двигателями — до «Евро-1», а с газовыми — до «Евро-3».

При этом использование катализаторов, если оно предусмотрено конструкцией транспортного средства, остается обязательным.

К слову, как напоминает издание «Коммерсантъ», в Европе, США и Японии от стандарта «Евро-0» отказались еще в 1992-м году, в России же минимальный экологический стандарт «Евро-2» ввели только в 2002-м году: именно тогда в страну запретили ввоз машин с более низким экологическим классом.

Такие меры принимаются из-за нехватки комплектующих, которые в России прежде не производились или производились в недостаточном количестве и ввозились из других стран. Сейчас эти поставки на фоне санкций обрываются.

В Министерстве промышленности и торговли рассчитывают, что таким образом удастся поддержать производство транспортных средств в стране и избежать дефицита на автомобильном рынке. В ведомстве обещают, что графики возвращения к необходимому стандарту будут строго ими контролироваться.

Вместе с тем в Министерстве природных ресурсов и экологии опасаются, что снижение требований к экологическому классу автомобилей отразится на качестве воздуха в крупных городах и, как следствие, на качестве жизни их жителей.

«Однозначно любой откат экологических программ назад неминуемо влечет за собой ущерб. В данном случае ущербом будет являться ухудшение качества воздуха в густонаселенных городах», — отметили в министерстве на запрос ТАСС.

Там также напомнили, что выбросы от автомобилей в принципе являются серьезной проблемой в крупных городах России. Причем в некоторых регионах они составляют более трети от валового выброса загрязняющих веществ в приземном атмосферном слое.

«К примеру, в Красноярске, Омске или Челябинске на долю выбросов от машин приходиться более 30%. Стоит отметить, что эти города включены в федеральный проект «Чистый воздух», в рамках которого Минприроды России реализует комплексные планы по сокращению выбросов. Часть этих планов представляет собой снижение нагрузки на воздух от общественного транспорта за счет обновления автопарка экологичным транспортом», — подчеркнули в ведомстве.

Добавим также, что подготовленный документ о снижении требований к производимым в России транспортным средствам предусматривает еще и необязательную установку ABS — антиблокировочной системы, что может отразиться на уровне безопасности дорожного движения.