В китайском Кашгаре дали старт перевозкам по альтернативной ветке Транскаспийского маршрута — через Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан
17 октября 2025 г.13:01

pxhere.com
Как сообщает информационное агентство «Дунё», в среду, 15-го октября, в китайском Кашгаре дали старт мультимодальным перевозкам по маршруту «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан». Этот маршрут должен стать альтернативой транспортному коридору, который проходит через Казахстан и таким образом соединяет страны Азии и Европы в обход России. Правда, на данный момент перевозки по этой альтернативной ветке ограничены отсутствием прямого железнодорожного сообщения между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном, однако в конце прошлого года строительство данной железной дороги уже началось.
Таким образом, до введения в эксплуатацию железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» перевозки на новом маршруте будут выполняться по мультимодальной схеме.
Правда, они бы все равно выполнялись по такой схеме, поскольку часть грузов из Туркменистана будет перенаправляться в Азербайджан через Каспийское море на паромах. Однако отсутствие полноценного железнодорожного сообщения между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном лишает выбора и делает необходимым активное привлечение автомобильного транспорта.
В среду, 15-го октября, из китайского Кашгара в рамках тестового рейса выехало семь транспортных средств. Ожидается, что в Узбекистан они прибудут 21-го октября, а в Туркменистан — 24-го октября, после чего часть грузов, предназначенных для стран Европы, отправят на паромах в Азербайджан, а другую часть, ориентированную на рынки Ближнего Востока, — сухопутным путем через Иран.
Как следствие, новая логистическая ветка обеспечит Китаю сообщение не только с Европой, но и откроет дополнительный выход на Ближний Восток.
В целом же, она призвана диверсифицировать грузовые потоки на Транскаспийском маршруте, а также на транспортном коридоре «Китай – Центральная Азия».
Напомним: основная ветка Транскаспийского маршрута проходит через территорию Казахстана, откуда грузы через Каспийское море переправляются в Азербайджан и затем через Грузию и Турцию достигают стран Европы. Этот маршрут был создан еще в 2013-м году, однако его активное использование началось после 2022-го года, когда в отношении России были введены масштабные ограничения и понадобился альтернативный вариант в обход РФ для доставки товаров, подпадающих под санкции.
В результате, грузовой поток на транспортном коридоре за последние три года неуклонно растет. Если по итогам 2022-го года он составил 1,5 млн. тонн, то уже к концу 2024-го года увеличился до 4,5 млн. тонн, то есть ровно в три раза. При этом в ближайшие годы его рассчитывают довести до 10 млн. тонн.
Однако такие планы ограничиваются «узкими» местами, к которым, в частности, относятся порты Казахстана на Каспийском море. Расширить возможности Транскаспийского маршрута как раз таки можно перенаправлением части потока на порты Туркменистана.
Правда, на данный момент, как уже отмечалось, использование альтернативной ветки «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан» ограничивается отсутствием прямой железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Ее строительство началось в декабре прошлого года. Точные сроки реализации проекта пока не называются. Известно, что специалистам предстоит проложить около 450 км железнодорожных путей, причем основная часть работ пройдет на территории Кыргызстана.
На территории Кыргызстана также будет оборудован и пункт по замене колесных пар для перевода железнодорожного состава с узкой на широкую колею.