В Казахстане построят новую автомобильную магистраль от Астаны к портам Каспийского моря
3 апреля 2025 г.15:47

Пресс-служба Министерства транспорта Республики Казахстан
В Казахстане приступили к разработке проектной документации по строительству новой автомобильной магистрали «Центр-Запад», которая пройдет от Астаны к портам Каспийского моря. Об этом сообщили в Министерстве транспорта республики. Дорога, во-первых, станет частью Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который связывает страны Азии и Европы в обход России, а во-вторых, решит вопрос с транспортной доступностью отдаленных районов. При этом новая трасса на 573 км сократит действующий сейчас путь от Астаны до западных областей Казахстана.
На данный момент дорога от Астаны до западных областей республики, через которые как раз таки обеспечивается выход к каспийским портам, проходит по маршруту «Астана-Атбасар-Есиль-Костанай-Карабутак-Иргиз» и имеет общую протяженность в 1 438 км.
Новая трасса сократит расстояние до 865 км, ее проложат через Жантеке, Егиндиколь, Аркалык и Торгай.
Фото: пресс-служба Министерства транспорта Республики Казахстан
Таким образом, магистраль «Центр-Запад» одновременно решит вопрос с транспортной доступностью отдаленных районов Акмолинской, Костанайской и Актюбинской областей.
В частности, она улучшит связанность города Аркалык, Амангельдинского и Жангельдинского районов Костанайской области, Егиндикольского и Жаркаинского районов Акмолинской области и Иргизского района Актюбинской области со столицей.
В целом, дорога охватит 13 населенных пунктов, где проживает 70 тыс. человек.
По предарительным планам, магистраль будет иметь две полосы движения. Ожидается, что интенсивность трафика по ней составит 3 тыс. транспортных средств в сутки.
Что касается международного сообщения, то магистраль «Центр-Запад» станет частью важного Транскаспийского маршрута, который активно развивается сейчас на фоне санкций в отношении РФ, поскольку обеспечивает связь стран Азии, в том числе Китая, со странами ЕС в обход России.
«Значительно возрастет транзитный потенциал. Автодорога обеспечит выход из центральных регионов Казахстана на Транскаспийский международный транспортный маршрут, укрепив позиции Казахстана и усилив конкурентоспособность в международных перевозках», — подчеркивается на сайте Министерства транспорта республики.
При этом в ведомстве уточняют, что работы по реализации проекта пока находятся только на стадии подготовки проектной документации, а потому точные сроки строительства магистрали пока не называются.
Вместе с тем накануне министр транспорта Казахстана Марат Карабаев посетил Костанайскую область и проверил ход подготовительных работ по созданию нового маршрута.
Подчеркнем: с введением санкций в отношении РФ Казахстан приобрел особое значение на мировом логистическом рынке в том числе потому, что он имеет протяженную границу как с Китаем, так и с Россией, а потому его территория может одновременно использоваться для развития транспортной связи Китая и России, а также России со странами Центральной Азии и Ближнего Востока и для обеспечения автомобильной доставки товаров между Китаем и Европой.
Таким образом, по территории республики сейчас проходят два приоритетных международных транспортных коридора — транспортный коридор «Север-Юг» (активно развивается Россией и Ираном) и Транскаспийский маршрут, в котором крайне заинтересован Евросоюз.
Транскаспийский маршрут, например, действительно показывает значительный прирост грузооборота. Если в течение 2022-го года по нему было перевезено 1,5 млн. тонн грузов, то уже через два года грузовой поток увеличился в три раза и составил по итогам 2024-го года 4,5 млн. тонн.