Банк ЕС планирует выделить Казахстану до 200 млн. евро на развитие Транскаспийского маршрута, который идет в обход России
13 марта 2025 г.11:59

Официальный сайт представительства Евросоюза в Республике Казахстан
Представители Европейского инвестиционного банка и Банка развития Казахстана подписали рамочное кредитное соглашение, согласно которому банк Евросоюза сможет выделить около 200 млн. евро на развитие проектов Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Об этом, как отмечает ТАСС, рассказали в представительстве ЕС в Астане. Стратегически важную роль в развитии транспортного коридора также отводят Туркменистану. В целом, этот маршрут обеспечивает связь стран Азии и Европы в обход России, поэтому основное внимание ему начали уделять в 2022-м году с введением масштабных санкций в отношении РФ.
Как уточняется в сообщении представительства ЕС в Астане, «финансирование будет способствовать поддержке инвестиций в устойчивый транспорт и возобновляемые источники энергии в соответствии с целями флагманских программ стратегии Global Gateway по Транскаспийскому транспортному коридору и инициативы Team Europe по водным ресурсам, энергетике и изменению климата».
Соглашение также предусматривает предоставление гарантии от Евросоюза на 18 млн. евро.
Документ был подписан в ходе визита еврокомиссара по международному сотрудничеству Йозефа Сикелы в Казахстан и переговоров с министром иностранных дел республики Муратом Нуртлеу. По итогам переговоров Йозеф Сикела заявил, что Транскаспийский маршрут является «решающим» для Брюсселя, а «его развитие поможет сократить время транспортировки в Европу до 15 дней».
«Также это создаст возможность для привлечения инвестиций в весь регион [Центральной Азии]. Казахстан — важный маршрут, соединяющий Европу и Азию, и мы должны обеспечить устойчивый рост», — заключил еврокомиссар по международному сотрудничеству.
Напомним: по своей классической схеме Транскаспийсий машрут проходит через Казахстан, который непосредственно граничит с Китаем, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и через Турцию выходит на страны Европы.
Начиная с 2022-го года объем грузовых перевозок по этому транспортному коридору ежегодно демонстрирует существенный прирост. Если в течение 2022-го года по ТМТМ было перевезено 1,5 млн. тонн, то по итогам 2023-го года — уже 2,5 млн. тонн, а в 2024-м году грузооборот достиг 4,5 млн. тонн, показав таким образом трехкратный прирост за три года.
При этом в развитии Транскаспийского маршрута Евросоюз также делает ставки и на другие страны Азии, в том числе на Туркменистан, поскольку через его порт Туркменбаши можно обеспечить альтернативный вариант транспортировки, разгрузив казахстанские порты.
Поэтому накануне Йозеф Сикела в рамках своего турне по странам Центральной Азии посетил и Туркменистан. В ходе своего визита он подчеркнул, что «Туркменистан играет стратегическую роль во взаимодействии ЕС с Центральной Азией» и что он может служить «транзитным узлом для региональной торговли и потенциальным игроком на рынке важнейших видов сырья и возобновляемых источников энергии».
«Транскаспийский транспортный коридор, который начинается в порту Туркменбаши, позиционирует страну как ключевое звено в диверсификации торговых маршрутов Европы и снижении зависимости от иных транзитных маршрутов», — подытожил еврокомиссар по международному сотрудничеству.
Следующими целями его турне станут Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан.