Узбекистан предлагает создать фонд для стран, не имеющих выхода к морю
5 августа 2025 г.17:09

commons.wikimedia.org
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил создать фонд при поддержке ООН для развития логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю. Как отмечает ТАСС, свое предложение он озвучил в ходе выступления на пленарной сессии III Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю. По подсчетам, такие государства из-за транспортных издержек теряют в год до 2% ВВП. По мнению Шавката Мирзиёева, фонд мог бы аккумулировать в себе ресурсы стран-доноров и международных учреждений, средства пошли бы в том числе на развитие международных транспортных коридоров, ведущих к портам.
«Растет спрос на гибкие инвестиционные инструменты, которые могут использоваться для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Страны Центральной Азии нуждаются в инвестициях в транспортную инфраструктуру. По оценкам, потребность составляет почти 40 млрд. долларов в год», — отметил президент Узбекистана.
«В этой связи мы предлагаем создать фонд при поддержке ООН, который будет заниматься развитием логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю. Считаем, что правильным было бы привлекать ресурсы стран-доноров, международных учреждений, которые занимаются вопросами развития глобальных программ», — заявил Шавкат Мирзиёев.
Он подчеркнул, что сейчас на первый план выходит именно вопрос транспортной инфраструктуры, а также проблема справедливых таможенных пошлин.
«Центрально-Азиатский регион теряет почти 2% ВВП ежегодно в связи с высокими транспортными издержками и нестабильностью транспортных потоков. На логистические издержки приходится почти 60% общей стоимости товаров. Это в несколько раз выше, чем в среднем по миру», — привел глава Узбекистана данные Всемирного банка.
«Мы предлагаем создать глобальное соглашение по гарантиям транзита для стран, не имеющих выхода к морю. Такое соглашение должно быть заключено под эгидой ООН. Такой механизм позволит создать необходимые условия, которые обеспечат справедливый доступ к морским портам, к транспортным коридорам, снизит риски при транспортировке грузов, неравенство в глобальной логистике», — подытожил Шавкат Мирзиёев.
Он также выступил с предложением провести ряд международных форумов с привлечением экспертного сообщества в этой области и создать индекс уязвимости для стран, не имеющих выхода к морю, который позволил бы эффективно оценивать ограниченные транзитные возможности таких государств и содействовал бы эффективному распределению ресурсов с учетом потребностей стран.
Напомним, что сейчас с целью получения кратчайшего выхода к морю Узбекистан активно участвует в развитии транспортного коридора через Афганистан. Правда, для того чтобы этот маршрут полноценно функционировал, требуется масштабное строительство железных дорог на территории Афганистана.
Соответствующее соглашение между Узбекистаном, Пакистаном и Афганистаном уже подписано. Правда, на сами строительные работы уйдет не менее пяти лет. Плюс, необходимы значительные инвестиции в создание не только железнодорожной магистрали, но и всей сопутствующей логистической и транспортной инфраструктуры.