Успеть купить по меньшим ценам: продажи грузовиков увеличились сразу на 19%
11 февраля 2020 г.20:46
Пресс-служба DAF
В январе 2020-го года в России зарегистрировали сразу на 18,6% больше новых грузовиков, чем в январе прошлого года, свидетельствует отчет аналитического агентства «Автостат». Такой взрывной рост продаж, особенно на фоне низких темпов обновления грузового автопарка на протяжении всего 2019-го года, эксперты объясняют желанием перевозчиков приобрести технику по ценам, в которые еще не включен повышенный утилизационный сбор.
Напомним: по итогам 2019-го года продажи грузовиков в России хоть и незначительно (-2%), но все-таки «просели». Причем даже это минимальное падение стало первым после 2015-го года. До этого в течение трех лет рынок грузовых автомобилей только прибавлял.
Вместе с тем уже в декабре 2019-го года было видно, что перевозчики, зная о том, что с 1-го января 2020-го года утилизационный сбор повысится (на седельные тягачи — на 66,8%), спешат купить технику по прежним ценам.
В декабре 2019-го года было продано 10,3 тыс. грузовиков, что, во-первых, стало годовым рекордом (такое количество автомобилей в течение месяца за весь 2019-й год не регистрировалось), а во-вторых, на 8,7% превысило показатели декабря 2018-го года.
То, что в январе по сравнению с январем 2019-го года зафиксирован почти 19-процентный рост продаж (причем по отношению к декабрю они на самом деле снизились — до 6,1 тыс. единиц), говорит все о том же — о том, что перевозчики активно покупали грузовые автомобили прежде, чем в ценах отразится повышенный утилизационный сбор.
«Зафиксированный рост продаж в январе — это, самое вероятное, регистрация автомобилей, заказанных последними месяцами года по ценам без повышенного утилизационного сбора, — отмечает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — Аналогичная ситуация наблюдается также на рынке легковых и легких коммерческих автомобилей, хоть и с меньшей динамикой».
В январе рынок легких коммерческих автомобилей, по данным «Автостата», увеличился на 7,3%, прежде, в декабре, он так же вырос на 7,1%, хотя по итогам всего 2019-го года показал практически нулевой рост.
Тот факт, что зафиксированный рост продаж объясняется увеличением утилизационного сбора, косвенно подтверждает и то, что в январе по сравнению с прошлым годом повышенным спросом пользовалась именно импортная грузовая техника.
Так, если «КамАЗу» удалось реализовать только на 3,3% грузовиков больше, то автомобили DAF отметились ростом сразу на 92,6%, Volvo — на 69,8%, Mercedes-Benz — на 60,4%, MAN — на 42,6%. Падение наблюдается только у Scania и MAZ — -24,5% и -18,8% соответственно.
Утилизационный сбор, добавим, подняли с 1-го января 2020-го года. В сегменте грузовой техники максимальным стало повышение на наиболее востребованные перевозчиками седельные тягачи от 12 до 20 тонн — на 66,8%. Для остальных грузовиков ставки увеличили в пределах 20% или чуть более того.
В чистом виде рост утилизационного сбора поднимает цену тягача на 3-5 тыс. евро.
При этом компании, которые подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) и тем самым взяли на себя обязательства по углублению локализации производства на территории России, по идее, не должны полностью переносить сбор в цену автомобилей. Расходы на его уплату таким концернам частично компенсируют из бюджета.
Однако если в этом году компаниям еще должны гарантированно возместить половину затрат, а остальная часть субсидий — в зависимости от уровня локализации, то в 2022-м году от степени локализации будут зависеть все 100% бюджетных выплат.