Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Центробанк приготовил страховщикам санкции за некачественный ремонт автомобиля

22 мая 2019 г.13:35

Центробанк приготовил страховщикам санкции за некачественный ремонт автомобиля

Спустя два года после запуска ремонтной реформы ОСАГО Центробанк опубликовал указание о санкциях к страховщикам, нарушающим нормы «натурального возмещения» — когда страховая компания вместо денежных выплат рассчитывается за ремонт автомобиля с сервисом. Крайняя мера в указании — отстранение от «ремонтной практики» на год, если нарушения составляют более 1,5% всех ремонтов компании по ОСАГО.

21-го мая Центробанк разместил на своем сайте указание о порядке ограничения страховщиков в применении ремонта вместо денежных выплат в ОСАГО.

Напомним: с 29-го апреля 2017-го года страховщики ОСАГО в приоритетном порядке могут направлять автомобили на ремонт вместо денежной выплаты, но они должны соблюсти ряд требований. А именно: расстояние до сервиса от места ДТП либо места жительства автовладельца (по его выбору) должно составлять до 50 км, срок ремонта — не более 30 дней, а за каждый день просрочки страховщик платит штраф в 0,5% суммы возмещения.

Гарантия на ремонт при этом составляет полгода (на кузовные и лакокрасочные работы — один год), использовать б/у детали в ремонте по ОСАГО нельзя. Автомобили не старше двух лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться на авторизованных СТО для сохранения гарантии.

В соответствии с подготовленным указанием Центробанка, которое вступает в силу через десять дней с момента опубликования, страховщик лишается права на натуральное возмещение в ОСАГО, если чаще двух раз в течение года нарушил требования к восстановительному ремонту. Минимальный срок такого отстранения — 3 месяца (если количество нарушений не превысило 0,5% всех ремонтов по ОСАГО), максимальный — один год (если таких нарушений больше 1,5%).

Как следует из статистики, в первом квартале из всех жалоб, поступивших в Центробанк на страховщиков ОСАГО (9,8 тыс.), только 4% касались натурального возмещения.

Отметим, что изначально ремонтная реформа затевалась для того, чтобы снизить издержки страховщиков в судах: автоюристы умело отсуживали денежные выплаты, а оспаривать ремонт было сложнее. Сейчас, по оценке президента Российского союза страховщиков (РСА) Игоря Юргенса, в среднем, до 20% выплат по стране осуществляется ремонтом. «Задача, которая была заложена в идеологию принимаемых поправок о приоритете натурального возмещения, выполняется, это наглядно видно по статистике судебных споров, которая показывает ниспадающий тренд. Количество судебных злоупотреблений снизилось», — говорит он.

Вместе с тем это не решает проблему роста денежных выплат. По статистике РСА, средняя премия по ОСАГО за первый квартал снизилась на 5,1% — с 5,7 тыс. до 5,4 тыс. рублей. При этом средняя выплата, наоборот, выросла на 3,1% — с 64,3 тыс. до 66,3 тыс. рублей.

Общая сумма сборов уменьшилась на 3,5% — с 69,5 млрд. до 67,1 млрд. рублей, а сумма выплат увеличилась на 15,7% — с 44,9 млрд. до 51,9 млрд. рублей. В союзе говорят, что рост убытков и выплат — тревожный тренд для страхового рынка.

Как отмечают в лидирующем по сборам ОСАГО в апреле «Ингосстрахе», в ближайшее время рынок поднимет тарифы.

«Со стартом тарифной реформы (с 9-го января 2019-го года тарифный коридор в ОСАГО был расширен на 20% в обе стороны – прим.) компании на волне некой эйфории ударились в конкуренцию и начали снижать тарифы, — говорит глава «Ингосстраха» Михаил Волков, — но сейчас рыночная ситуация показывает рост убыточности: выплаты растут, а с началом работы института финансового уполномоченного (с 1-го июня этого года все споры по ОСАГО в обязательном порядке до суда рассматриваются финомбудсменом – прим.) на выплатах скажутся и тарифы, назначенные финомбудсменом за рассмотрение обоснованной жалобы клиента в размере 45 тыс. рублей».

По словам Михаила Волкова, «повышательный» тренд тарифы ОСАГО продемонстрируют уже к концу второго квартала. «Мы резкого увеличения средней цены полиса не готовим, — отметил он, — но на ряде территорий на 5-10% тарифы придется поднять, как того требует экономика ОСАГО, с тем чтобы не войти в очередной виток кризиса по сегменту».