Транспортному налогу быть: депутаты отклонили законопроект об его отмене

18 декабря 2019 г.16:15

Депутаты отклонили законопроект об отмене транспортного налога

Государственная Дума РФ

Отказываться от транспортного налога в России пока не собираются. По крайней мере, в ближайшее время. На прошлой неделе, 12-го декабря, депутаты Государственной Думы отклонили законопроект, предусматривавший полную отмену налога.

Законопроект внесли на рассмотрение нижней палаты парламента в марте этого года. В пояснительной записке авторы документа (члены «Справедливой России» вместе с ее председателем Сергеем Мироновым) напоминают, что о необходимости отмены транспортного налога еще в ноябре 2012-го года говорил Президент Владимир Путин.

Тогда он действительно назвал наличие налога чувствительным для большого числа жителей страны, предположив, что его в виде повышения акциза можно было бы включить в стоимость топлива.

Стоит отметить, что прежде, в 2009-2010 годах, от транспортного налога думали отказаться на полном серьезе. В планах было в течение трех лет поэтапно снизить ставки до нуля, одновременно увеличивая при этом акцизы на топливо. Однако после решение изменили, оставив «двойное налогообложение»: ставки по транспортному налогу сразу несколько снизили, а ставки по акцизам продолжают повышать каждый год.

В отклоненном законопроекте его авторы снова предлагали вернуться к этой, как подчеркивается, более справедливой, схеме — «пользователь платит, когда едет», а именно: полностью отменить транспортный налог.

В пояснительной записке они подчеркивают, что такое решение поддерживается и гражданами страны: Федерация автовладельцев России буквально за месяц собрала более 100 тыс. подписей за указанные изменения в налоговом законодательстве.

Однако депутаты Государственной Думы (а прежде такое же мнение в своих заключениях высказали Правительство и Счетная палата), отклонив законопроект, посчитали, что отмена транспортного налога грозит убытками регионам, и главным образом — их дорожной сфере.

Транспортный налог является региональным налогом и одним из основных источников наполнения дорожных фондов. В прошлом году от его уплаты в бюджеты всех регионов поступило в общей сложности 161,1 млрд. рублей. Если транспортный налог отменить, то региональные дороги как минимум этой суммы недосчитаются.

По крайней мере, на этот аргумент упирают в Правительстве, Счетной палате и в Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам, подчеркивая, что в законопроекте не указывается, из каких источников будут компенсироваться выпадающие доходы в размере 161 млрд. рублей.

На самом деле в пояснительной записке к законопроекту его авторы предлагают компенсировать отмену транспортного налога повышением акциза. Тем более что акцизы на топливо тоже являются тем основным, что формирует дорожные фонды регионов. Однако в заключении Правительства такой вариант отвергли: там указывают, что увеличение акцизов на топливо «разгонит» инфляцию и спровоцирует подорожание практически всех услуг и товаров.

В то же время ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в заключениях Правительства и Счетной палаты не упоминается тот факт, что в ближайшие годы дорожные фонды регионов в любом случае существенно увеличатся в размерах. Даже вне зависимости от того, будут или нет повышать акцизы на топливо.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривает изменение схемы распределения доходов от акцизов. Если в этом году субъекты РФ получают 58,1% от суммы поступлений (41,9%, соответственно, идет в федеральный бюджет), то с 2024-го года в региональные дорожные фонды будут направляться все 100% от уплаты акцизов.