Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Тариф на платных дорогах будут высчитывать по ГОСТу

19 сентября 2019 г.11:37

Тариф на платных дорогах будут высчитывать по ГОСТу

Автодор

Санкт-Петербургский НИИ информационных технологий, механики и оптики и корпорация «СтройИнвестПроект» разработали, по информации издания «Коммерсантъ», по заказу ГК «Автодор» проект ГОСТа, который позволит более точно высчитывать возможный трафик на платных участках дорог и устанавливать для них исходя из полученных данных оптимальные тарифы.

В настоящий момент, как отмечает издание, расчет трафика производится на основе Распряжения Министерства транспорта «Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах». Однако документ, с момента принятия которого прошло 16 лет (был утвержден в 2003-м году), не учитывает платный аспект эксплуатации дорог, игнорирует многие факторы (пиковые нагрузки, маятниковая миграция и пр.) и на выходе дает ошибочные цифры.

Так, например, в соответствии с этим Руководством трафик на участке М-4 «Дон» в Московской и Тульской областях только к 2031-му году должен был достигнуть значения в 20 тыс. автомобилей в сутки, хотя на деле этот показатель был преодолен еще в 2015-м году (25,4 тыс. автомобилей), а сейчас в пиковые периоды по участку в день проезжает до 50 тыс. автомобилей.

Ошибочные прогнозы, во-первых, приводят к тому, что приходится менять проект уже функционирующей дороги (на указанном участке М-4 «Дон» «Автодор» был вынужден расширить пункт взимания платы с 16 до 21 полосы), а во-вторых, делают неверной собственно саму финансовую модель платной трассы. Последнее, в свою очередь, может отражаться не только на размере тарифа, но и на расходах бюджета. Если действительный трафик не дотягивает до рассчитанного, окупаемость проекта растягивается во времени и тогда бюджет (а соглашение всегда четко указывает, до какого срока дорога может эксплуатироваться на платной основе) компенсирует инвестору недополученную прибыль.

Правда, сами компании, участвующие в дорожных концессиях, прежде чем идти в проект, проводят собственные расчеты либо заказывают их в западных консалтинговых агентствах, отмечают опрошенные «Коммерсантом» представители отрасли. Однако эти прогнозы тоже не отличаются точностью, а проведенные западными специалистами, как правило, и вовсе берут за основу макроэкономические показатели, не учитывая российские реалии.

Разработанный проект ГОСТа «Дороги автомобильные общего пользования. Прогнозирование интенсивности движения на платных участках», как видно из названия, предназначен именно для расчета трафика на платных дорогах. В ГК «Автодор» подчеркивают, что новый документ, учитывая большее количество показателей, основывается на расширенных формулах, графиках и таблицах и предусматривает при проведении оценки компьютерное моделирование и опрос водителей.

В компании уверены, что ГОСТ (а он будет применяться и в отношении действующих участков трасс) позволит не только устанавливать оптимальные тарифы, но и благодаря более точным расчетам при прогнозировании трафика минимизировать вероятность быстрого образования заторов и пробок на вводимых в эксплуатацию дорогах.

Когда именно проект ГОСТа может быть принят, в публикации «Коммерсанта», правда, не уточняется.