Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Так что, грузы с фур действительно уходят на железную дорогу?

14 сентября 2021 г.17:11

Грузы с фур уходят на железную дорогу?

pxhere.com

Недавно издание «Коммерсантъ», проанализировав данные Росстата, обратило внимание на тенденцию: в этом году наблюдается перераспределение грузов — с автомобильного транспорта они уходят на железную дорогу. В публикации подчеркивается, что тенденция главным образом проявляет себя в Сибири, но свойственна и России в целом. И мы вот решили перепроверить, так ли это на самом деле?

Действительно, если посмотреть на данные Росстата, то вывод напрашивается сам собой. В то время как грузоперевозки как всеми видами транспорта, так и железной дорогой и авиацией по отдельности по отношению к прошлому году растут, автомобильный транспорт, наоборот, показывает падение.

Так, например, за семь месяцев текущего года общий объем перевезенных грузов вырос на 1,2% к аналогичному периоду прошлого года, грузов, перевезенных железной дорогой, — на 4,5%, воздушным транспортом — на 32,9%. Автомобильный же транспорт от показателей 2020-го года отстает: по итогам семи месяцев фурами было доставлено на 1% меньше грузов, чем в прошлогодний период.

То есть: при общем, пусть и небольшом, росте объемов автомобильные грузоперевозки «проседают», в тот момент как железная дорога и авиация прибавляют еще большими темпами. Естественно, это вполне может свидетельствовать о том, что последние растут в том числе за счет «отобранных» грузов с автотранспорта.

Однако есть не одно «но»

В публикации эксперты, в частности, говорят о том, что наибольший прирост к уровню прошлого года на железной дороге показывают перевозки каменного угля, цена на который в этом году превысила 100 долларов за тонну.

Однако каменный уголь если и вывозится автомобильным транспортом, то непосредственно с мест добычи. На длинные дистанции он и не был грузом для фур — его основным путем доставки оставалась железная дорога. Точно так же как и для продукции лесопереработки, погрузка которой, как отмечают эксперты, в последнее время тоже растет.

Иными словами, в некоторых случаях речь идет не о перераспределении грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт, а попросту о наращивании железной дорогой объемов традиционных для нее грузов.

Но примечательно другое, если из данных Росстата вычленить именно коммерческие автомобильные грузоперевозки, то они как раз таки показывают рост: за семь прошедших месяцев — +2,7% к 2020-му году.

Это (то бишь рост) подтверждают и в транспортных компаниях.

«Наша компания не наблюдает сокращения объемов автомобильных грузоперевозок, — говорит Максим Косенков, руководитель отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «ДАКСЕР». — Это относится к отправкам как сборных, так и комплектных грузов. Судя по статистике перевозок нашей компании, их объем увеличился в сравнении с 2020-м годом. Так, количество комплектных транспортировок выросло на 6%, а сборных отправок ― на 11%».

«На основе данных по обороту нашей группы компаний в 2021-м году мы наблюдаем рост перевозок как автомобильным, так и другими видами транспорта», — отмечает и Даниил Чертов, кантри-менеджер по Уральскому и Сибирскому федеральным округам группы компаний AsstrA.

По его словам, какую-то одну тенденцию на рынке сейчас выделить сложно.

«Например, дефицит контейнерного оборудования в Китае и задержки в терминалах привели к увеличению объемов автоперевозок из Поднебесной. В свою очередь, дефицит грузовиков с экспортными разрешениями в европейском направлении позволяет предлагать клиентам различные мультимодальные варианты», — объясняет Даниил Чертов, подчеркивая, что развиваются и контрейлерные (то есть автожелезнодорожные) перевозки.

Интересны еще и данные по грузообороту. Он по сравнению с прошлым годом вырос в отношении как общих, так и коммерческих автомобильных грузоперевозок — на 6,4% и 7,2% соответственно.

Рост же грузооборота (напоминаем: измеряется в тонно-километрах) при не столь значительном наращивании объема грузов (или вообще его отсутствии) говорит о том, что увеличилась дальность перевозок, а дальность перевозок — это именно то, в чем автомобильный транспорт уступает железнодорожному.

То есть, получается, в данном случае не так уж и уступил: рост грузооборота железнодорожного транспорта составляет 5% к 2020-му году.

Впрочем, риски все равно есть

Эксперты говорят о том, что в последнее время на фоне коронавирусного кризиса усилилась тенденция к уходу с рынка мелких игроков. Кроме того, в результате мер по «обелению» отрасли («Платон», необходимость установки тахографов на грузовики физических лиц, расширение автоматического весогабаритного контроля и пр.) рынок покидают и т.н. «физики» — те, кто работали без регистрации и якобы перевозили грузы для своих нужд.

В российском офисе компании Gebrüder Weiss подчеркивают, что далее этот тренд только продолжится, поскольку в следующем году должно начаться внедрение электронных транспортных накладных и электронных путевых листов, что приведет к ужесточению контроля на рынке.

«В то же время невозможно игнорировать факт увеличения стоимости автоперевозок, — говорит Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss, объясняя более низкие темпы роста автомобильных грузоперевозок. — По нашей оценке, тарифы на услуги автомобильных перевозчиков увеличились в среднем на 15-20% в зависимости от направлений».

По мнению генерального директора «Газпромбанк автолизинг» Лилии Марковой, именно рост цен и мог стать основной причиной сокращения автомобильных грузоперевозок.

«Сейчас спрос превышает предложение, — отмечает Николай Гладун. — Но цены на услуги автоперевозчиков выросли не только из-за дефицита транспорта, но и из-за увеличения затрат перевозчиков».

«Владельцы автопарков говорят о стремительном удорожании новой техники, — подчеркивает директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss. — Становится дороже обслуживание автопарка, особенно устаревающего, повышается стоимость топлива, каждый год индексируются тарифы «Платона». В предыдущие годы тарифы на рынке автоперевозок менялись медленнее, чем хотелось бы его участникам. Одновременное сочетание нескольких факторов сейчас привело к тому, что цены на перевозки быстрее пошли вверх».

«В сегменте международных автомобильных перевозок мы обратили внимание на уменьшение партий доставляемых грузов, но при этом увеличение количества сборных отправок», — подмечает также Николай Гладун.

К докоронавирусному уровню еще не пришли

Вместе с тем объемов 2019-го года автомобильный транспорт, даже отдельно в коммерческом сегменте, все еще не достиг: по общему количеству перевезенных грузов отставание составляет 4,2%, по коммерческим перевозкам — 2,7%.

При этом железная дорога действительно практически восстановилась — всего -0,1% к 2019-му году.

Однако участники рынка автомобильных грузоперевозок рассчитывают, что к концу года они смогут нарастить объемы.

«Для второго полугодия любого года характерно ежемесячное увеличение объема отправок, — говорит Максим Косенков, руководитель отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «ДАКСЕР». — Это связано с тем, что многим компаниям необходимо выполнить контрактные обязательства перед поставщиками по вывозу определенного объема товаров. Необходимо также учитывать сезонность и подготовку к периоду новогодних праздников».

Кстати, это предположение подтверждают и данные Росстата: если по итогам шести месяцев отставание коммерческого сегмента достигало 3,2%, то по итогам семи месяцев уже сократилось до 2,7%.

По прогнозам компании «ДАКСЕР», в 2022-м году автомобильные грузоперевозки тоже продолжат расти: правда, с медленным стартом в начале года и постепенным увеличением числа отправок от месяца к месяцу.

Сдержанный оптимизм проявляют и в группе компаний AsstrA. «Если говорить о прогнозах на оставшиеся месяцы 2021-го года и 2022-й год, то мы со сдержанным оптимизмом надеемся на приход грузопотоков и доступного транспорта к балансу после сложного 2020-го года», — отмечает Даниил Чертов, кантри-менеджер по Уральскому и Сибирскому федеральным округам.

В свою очередь, Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss считает, что «грузовладельцы частично адаптируются к возросшим ценам, что позволит перевозчикам постепенно вернуться к обновлению автопарка», благодаря чему увеличится и предложение транспорта.

«Развитие онлайн-торговли вызвало рост уровня потребления в малых городах и отдаленных регионах. Поэтому необходимо развивать автомобильную логистику и увеличивать объемы перевозок внутри страны», — подчеркивает он.