Таджикистан по-прежнему намерен присоединиться к российскому «Агроэкспрессу», но по-прежнему не может этого сделать
25 июля 2025 г.14:42

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Присоединение Таджикистана к специализированному российскому сервису «Агроэкспресс» по-прежнему находится в стадии обсуждения, рассказала на пресс-конференции заместитель главы Министерства сельского хозяйства страны Нигина Анвари, отвечая на вопрос ТАСС. По ее словам, для того чтобы подключиться к проекту, необходимо создать соответствующую логистическую инфраструктуру, а также в принципе решить проблему с доставкой плодоовощной продукции в РФ. В Таджикистане она созревает раньше, чем в соседних республиках, однако в меньших объемах, поэтому отдельно ее отправить нельзя и приходится дожидаться сформированных составов из Узбекистана и др. стран, в то время как такое ожидание, естественно, ухудшает качество товаров.
«Очень актуальный вопрос. Мы действительно обсуждаем этот вопрос (о присоединении к «Агроэкспрессу» – прим.) с российской стороной уже третий год. Для сельского хозяйства [Таджикистана] и экспорта продукции основной потребитель — это рынок России. Он большой, огромный, для нас очень интересен», — отметила Нигина Анвари.
Напомним: о том, что Таджикистан планирует присоединиться к «Агроэкспрессу» сообщалось еще осенью 2023-го года.
Однако для того чтобы Таджикистан стал участником «Агроэкспресса», необходимо решить ряд вопросов, подчеркнула заместитель министра сельского хозяйства страны.
«Именно в Таджикистане — и только в Таджикистане — наша продукция производится на 20 дней раньше, чем в соседних странах. Она качественная, но по объему не очень большая. А «Агроэкспресс» требует, чтобы мы присоединялись именно к тем вагонам, которые есть в соседних странах, то есть в Узбекистане, Казахстане и т.д. Значит, наша продукция будет стоять на границе около месяца, что ухудшает ее качество», — пояснила она.
Естественно, потенциальные покупатели из России — крупные рынки и торговые сети — не готовы сотрудничать с учетом таких условий.
При этом переговоры с российской стороной по вопросу «Агроэкспресса» все равно продолжаются.
«В то же время мы с поддержкой партнеров по развитию уже начали строить три агрологистических центра в стране, Правительство приняло решение об этом. Еще два начнут со следующего года [строить]. И мы также ведем переговоры с российскими партнерами, чтобы в рамках данных логистических центров мы могли непосредственно подписывать договоры», — проинформировала Нигина Анвари.
Она уточнила, что два таких центра появятся в Хатлонской области на юге Таджикистана и по одному — в Согдийской области на севере страны, в Душанбе и Горно-Бадахшанской автономной области.
«С начала года подписано соглашение о «зеленом коридоре» [между Таджикистаном и РФ] по экспорту и резко увеличился наш экспорт в Россию. Из Таджикистана до России наши вагоны не могут идти, что очень влияет на быстро портящуюся продукцию. … Поэтому мы договариваемся в рамках межправительственной комиссии с российской стороной, чтобы наши вагоны имели доступ непосредственно [в Россию]», — добавила заместитель министра.
«Мы изъявили желание, мы работаем над этим, то есть инфраструктура готовится. Поэтому мы будем [в «Агроэкспрессе»] участвовать», — подытожила Нигина Анвари.
Сельскохозяйственный экспорт Таджикистана
По данным Министерства сельского хозяйства Таджикистана, за первые шесть месяцев этого года из республики за рубеж экспортировали почти 90,3 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции на 33,8 млн. долларов. Это на 17,1% больше по объему в тоннах и на 17,5% в денежном эквиваленте, чем за аналогичный период 2024-го года. Покупателями продукции из Таджикистана стали 26 стран мира, при этом 89% агроэкспорта приходится именно на государства СНГ.
Чуть больше половины сельскохозяйственного экспорта республики (около 46,1 тыс. тонн) за этот период составили сухофрукты, 25,2 тыс. тонн — овощи, около 15 тыс. тонн — фрукты, более 2,1 тыс. тонн — корень цикория, свыше 1,5 тыс. тонн — орехи.
Об «Агроэкспрессе»
В ноябре 2023-го года министр транспорта Таджикистана Азим Иброхим и тогдашний глава Министерства транспорта РФ Виталий Савельев подписали дорожную карту по сотрудничеству в транспортной сфере на 2023-2025 годы, которая в том числе включала рассмотрение возможности присоединения Таджикистана к проекту «Агроэкспресс».
Позднее заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев заявил, что для реализации этой инициативы в Таджикистане необходимо создать новые хабы и складские комплексы, которые повысят эффективность логистических перевозок и аккумулируют грузы, в том числе для «Агроэкспресса».
Сам же проект «Агроэкспресс» является специализированным сервисом по организации ускоренных контейнерных перевозок по железной дороге. Он позволяет доставлять грузы агропромышленного комплекса в Турцию, страны СНГ и Китай. С 2021-го года проект также реализуется в направлении «Россия-Узбекистан».