Средний возраст водителя грузовика — около 50 лет. Как же, собственно, привлечь молодежь в профессию?
17 ноября 2023 г.17:11
Министерство транспорта РФ
Проблема дефицита водителей грузовиков — это то, о чем продолжают говорить из год в год и что, к сожалению, на протяжении этих лет никак не решается. Те, кто давно пришел в профессию, дорабатывают в ней свое, а молодые люди совсем не так активно спешат занять освободившиеся места. С вопросом о том, как на государственном и частном уровне можно было бы бороться с проблемой, мы обратились к представителям отечественных транспортно-логистических компаний.
«В нашей компании работают более 1,4 тыс. сотрудников в различных регионах России и Республике Беларусь. Средний показатель текучести кадров у нас не превышает 0,7%. Тем не менее нехватка водителей категории Е в нашем автопарке на сегодняшний день составляет порядка 10%. И для нас это — критичная ситуация», — говорит генеральный директор компании «Модуль» Александр Альтшуллер.
По его словам, средний возраст водителя категории Е сейчас составляет 52 года. «Для решения проблемы нужны новые люди, но молодежь в профессию не идет», — подчеркивает он.
С ним соглашается и Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. «Рынок водителей категории С и С+Е сильно сокращается. Некоторые переходят в курьерскую доставку, некоторые — на пенсию», — отмечает он.
При этом многие из тех, кто остается в профессии, не могут освоить навыки работы с современными технологиями, в то время как сейчас «каждая уважающая себя цифровая транспортная площадка имеет свое мобильное приложение по распределению заказов, а грузополучатели — свои приложения для регистрации на загрузку или выгрузку».
Как следствие, конкуренция между транспортными компаниями за водителей обостряется не только на общем фоне дефицита кадров, но и в связи с нехваткой профессиональных специалистов.
На необходимость владения новыми техологиями указывает и руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко.
«Профессия водителя может сильно измениться в будущем и стать ближе к роли «оператора беспилотного грузовика». Это предполагает, что специалистам в этой области может потребоваться более широкий набор навыков, включая инженерные и IT-компетенции», — говорит он.
А вот осваивать современные технологии более подготовлены молодые люди, которые как раз таки активно в профессию водителя сейчас не идут...
Улучшить обучение в автошколах
Генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев считает, что прежде всего для привлечения молодых людей в профессию и повышения профессиональных навыков водителей следует поднять уровень подготовки в автошколах, который, по его словам, на данный момент является довольно низким.
В учебных заведениях используется устаревшее оборудование, которое, в принципе, не может обеспечить получение квалификации, необходимое для работы на современной магистральной технике. При этом основной упор в автошколах делают на категории В и С как на самые массовые, и лишь в незначительной части готовят водителей категории СЕ.
«Согласно внутреннему исследованию Delko, водители отмечают, что автошколам нужны современные транспортные средства и площадки для вождения. Почти все респонденты учились на ЗИЛе, под них рассчитаны и площадки для практических занятий, которые строились еще во времена СССР. Для отработки практики на современной фуре такие площадки не подходят», — рассказывает Санджар Ашуралиев.
В результате, имея на руках категории C и E, новоиспеченные водители, из-за того что учились на устаревшей технике, не понимают специфику вождения тягача с полуприцепом и не имеют навыков безопасного вождения в экстремальных ситуациях.
По сути, сразу после окончания обучения им нужно учиться заново.
Правда, Иван Головко с таким мнением не согласен. «Современные автошколы обеспечивают надлежащее обучение, — говорит он. — Однако важно помнить, что для достижения высокого уровня вождения требуется постоянная практика после получения водительского удостоверения».
Представитель компании Noytech Supply Chain Solutions подчеркивает, что на самом деле после окончания автошколы водители могут дополнительно пройти обучение и специализированные курсы либо от организации, в которой они работают, либо самостоятельно. Например, пройти курсы водителя-международника в Академии АСМАП или обучение по перевозке опасных грузов (ДОПОГ), что позволяет поднять свою квалификацию, получить соответствующие допуски для выполнения специфических задач.
На уровне государства
Вместе с тем Санджар Ашуралиев настаивает, что для решения проблемы дефицита водителей необходима комплексная политика со стороны государства, в том числе кардинальное изменение подхода к обучению водителей. «С помощью отдельных мер, таких как расширение сети автошкол, привлечение водителей-иностранцев и т.д., проблему не решить», — подчеркивает он.
В компании Delko предлагают, во-первых, включить в программу переподготовки водителей обучение в автошколах на категории С и СЕ для жителей малых и средних городов.
Во-вторых, ввести субсидирование автошкол с тем, чтобы они могли приобрести новые тяжелые грузовики и благодаря этому организовать обучение на категории С и СЕ на современной технике.
В-третьих, предоставить льготную ипотеку работникам транспортных компаний, включенных в список системообразующих, по аналогии с аккредитованными ИТ-компаниями.
На частном уровне
«Для улучшения профессионального статуса водителей необходимо повышать престиж данной профессии. Этому может поспособствовать улучшение условий работы, увеличение заработной платы и восстановление имиджа этой специальности», — отмечает Иван Головко.
Действительно, соглашается с ним Эдуард Миронов, грамотно выстроенная политика компании помогает сократить дефицит водительских кадров.
«В FM Logistic всегда рассматривали водителя как профессионала, который занимается не только перевозкой груза, но и активно участвует во внедрении всех изменений компании. Наши водители проводят тестирование новой техники, предоставляют комментарии по необходимым улучшениям и доработкам тягачей, которые потом реализуются. На основании лучших из их предложений были внедрены изменения и на наших складах», — поясняет представитель компании.
«Мы никогда не использовали систему мотивации «руб/км», а пакет льгот для каждого сотрудника FM Logistic в России довольно широкий. Это позволяет нам уменьшить влияние дефицита водителей на операционную деятельность», — подчеркивает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
Однако в компании «Модуль» это мнение не вполне разделяют.
«Мы работаем над созданием наиболее комфортных условий труда для водителей: у нас новый автопарк, строго регламентированный режим труда и отдыха, конкурентная заработная плата, есть выплаты за выслугу лет, обеспечивается постоянная техническая и информационная поддержка. Кроме того, мы заключили соглашение с «ДОСААФ России», подразумевающее оплату обучения водителей с последующим трудоустройством в нашей компании», — рассказывает Александр Альтшуллер.
«Но для комплексного решения проблемы этого мало. Нужны новые люди, а молодежь в профессию не идет», — повторяет он.
Хотя бы популяризировать профессию...
«Мы считаем, что необходимо популяризировать профессию среди молодежи на уровне государства. Найти инструменты, каналы, которые могли бы донести информацию до этой аудитории, изменить стереотипные представления о работе водителя, показать, что современные грузовые автомобили — высокотехнологичные и легкие в управлении машины, а средняя заработная плата водителя выше, чем у представителей многих других профессий», — продолжает представитель компании «Модуль».
С ним соглашается и Эдуард Миронов. При этом он считает, что в популяризации работы водителя и водителя-экспедитора может активно участвовать не только государство, но и многие профессиональные ассоциации.
В то же время возможность качественной переподготовки водителей из других категорий и стран также поможет сократить дефицит, заключает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.