Обучение до сих пор ведется на старых грузовиках с прицепом, или С чем в России связан отток водителей

1 марта 2023 г.17:36

С чем в России связан дефицит водителей?

Министерство транспорта РФ

После всего того, что произошло и продолжает происходить в нашем регионе, только в Польше только по итогам одного 2022-го года количество разрешений на работу, выданных белорусским водителям, увеличилось более чем в 1,5 раза. То есть: уже лишь по одному этому факту видно, что проблема оттока водительских кадров для белорусских транспортных компаний действительно актуальна. В России, как отмечают представители рынка, такая проблема тоже имеет место быть. Правда, она обусловлена несколько иными причинами.

В России все-таки дефицит водителей связан прежде всего не с их переездом в другую страну с большим уровнем заработной платы (это белорусу близко уехать на работу в ту же Польшу, не перевозя с собой семью и не разрывая связь с нею, нежели водителю из Урала или Сибири)... В России проблема главным образом объясняется общемировой тенденцией — падением престижа самой профессии.

«Последние 10 лет транспортная отрасль во всем мире испытывает дефицит профессиональных водителей, — подчеркивает Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko. — В Европе, по оценкам Transport Intelligence, он достигает 400 тыс. человек. Американская ассоциация грузоперевозок заявляла о нехватке в стране 80 тыс. водителей».

В России же проблема дефицита водителей усугубляется еще обширной территорией, за Уралом до сих пор так полностью и не связанной между собой, и недостаточным развитием инфраструктуры.

При этом прошлый год в России тоже отличался оттоком водителей. Но! Главным образом не за рубеж, а из международных и небольших отечественных — в крупные российские компании. То есть: в России водительские кадры, можно сказать, «мигрировали» внутри страны, а потому в какой-то момент игроки российского рынка столкнулись не столько с дефицитом специалистов, сколько, наоборот, с их превышением.

«Источником «новых кадров» для логистики стали работники, освободившиеся после ухода из России крупных европейских компаний, — объясняет Санджар Ашуралиев. — В этой связи крупные транспортные компании становятся все более привлекательными в качестве работодателей, так как оперативно и эффективно подстраиваются под новые экономические реалии».

В ближайшем будущем, по мнению эксперта, оживление на рынке труда в сфере логистики продолжится, поскольку логистические компании уже приспособились к новым условиям работы, вошли в состояние т.н. «идеального шторма» и начинают расширяться. Источником кадров для них, скорее всего, станут другие секторы экономики, где спрос на труд сейчас сократился.

Впрочем, такой кратковременный эффект все равно не снимает проблему дефицита профессиональных водителей в последующем...

Профессия стареет

«Профессия водителя-экспедитора стареет. Зачастую возраст работников превышает 45 лет, а молодые люди не стремятся выбирать эту специальность. Аналогичные данные приводят и рекрутинговые компании. Сейчас средний возраст соискателя — 43 года», — говорит Санджар Ашуралиев.

В то время как «согласно внутреннему исследованию транспортной компании Delko, наиболее мотивированные водители — это молодые люди в возрасте 20-25 лет со стажем до одного года», продолжает он.

С представителем Delko соглашается и Наталья Щекина, директор по управлению персоналом SOTA Logistic. Она подчеркивает, что профессию водителя-дальнобойщика необходимо сделать привлекательной для молодых людей, а для этого требуется специально разработанная государственная программа.

«Молодых людей определенной возрастной категории можно обучать вождению грузового автомобиля за счет государства или по сниженной стоимости. При этом обеспечивать им обязательную качественную практику непосредственно на большегрузных автомобилях, чтобы после обучения это были уже специалисты с опытом. Сейчас же получение прав категории «Е» никак не гарантирует молодому человеку трудоустройство — именно из-за отсутствия опыта вождения», — поясняет Наталья Щекина.

Кроме того, по ее мнению, есть «смысл обучать этой профессии в среднеспециальных учреждениях образования, чтобы вместе с правами определенных категорий молодые люди получали качественные навыки вождения и основы механики автомобиля». «Бизнес стоял бы в очереди за подобными специалистами!» — не сомневается представитель SOTA Logistic.

Аналогичный выход из сложившейся ситуации видят и в Delko. «В стране в целом отсутствует должная подготовка кадров в данном направлении, — подчеркивает Санджар Ашуралиев. — К примеру, в 2020-м году в России было подготовлено в десять раз меньше новых водителей по сравнению с 2000-м годом. В учебных заведениях используется устаревшее оборудование, само обучение не может обеспечить профессиональные навыки, необходимые для выполнения работы в сфере грузоперевозок».

«Для существенных изменений в отрасли нужна полноценная федеральная программа подготовки кадров, — считает представитель Delko. — Необходимо предусмотреть целевое финансирование на обучение водителей, увеличить количество автошкол, которые готовят водителей категории «Е», и выделить средства на оснащение автодромов новой техникой».

По словам Санджара Ашуралиева, «обучение в автошколах на права категории «Е» до сих пор ведется на старых грузовиках с прицепом, которые не имеют ничего общего с современной магистральной техникой».

Вспомнить про женщин и опасный труд

«Большой потенциал для отрасли мы видим в реализации программы по привлечению в профессию женщин», — отмечает Наталья Щекина. Тем более что с 2021-го года профессию «водитель грузовика» официально вычеркнули из перечня запрещенных для женщин.

Правда, для того чтобы привлечь женское внимание, саму отрасль следует существенно модернизировать. Например, «развивать систему техпомощи на российских дорогах, потому что для женщины поломка автомобиля в пути может стать большой проблемой», говорит представитель SOTA Logistic.

Кроме того, по мнению Натальи Щекиной, было бы правильно, если бы государство «отнесло профессию водителя большегрузных автомобилей к профессиям с вредными условиями труда». Тогда водители могли бы раньше выходить на пенсию, уточняет она.

И, конечно же, условия труда!

«Безусловно, необходимо планомерно улучшать инфраструктуру наших дорог. Это важно как для развития отрасли в целом, так и для привлечения в профессию молодых людей, более требовательных и к условиям труда, и к условиям в дороге», — уверены в SOTA Logistic.

Опрошенные эксперты в целом подчеркивают, что для того, чтобы препятствовать оттоку водительских кадров из России, следует прежде всего создавать более привлекательные условия работы, чем за рубежом.

Это значит, предлагать конкурентную зарплату, ориентируясь на ее уровень в зарубежных компаниях и своевременно внося коррективы в свою зарплатную политику; обеспечивать своевременный ремонт транспортных средств, возможность качественного отдыха и питания между сменами и в принципе следить за соблюдением режима труда и отдыха.

«И, конечно, очень важна мотивация. Это материальные поощрения в виде премий и различных стимулирующих выплат, а также моральная поддержка и внимательное отношение к нуждам работников, включая своевременную помощь в трудных ситуациях и при проблемах со здоровьем», — отмечает Наталья Щекина.

Причем все перечисленные меры — от государственной программы до политики отдельной транспортной компании — должны работать в совокупности, иначе должного эффекта от их применения не будет, заключают эксперты.