Сразу несколько компаний из Китая хотят использовать для перевозок Северный морской путь
21 августа 2024 г.10:21
Пресс-служба Правительства Архангельской области
Северный морской путь (СМП) привлекает все большее внимание китайских судоходных компаний. По крайней мере, такой вывод можно сделать со слов генерального директора ФГБУ «Главсевморпуть» (входит в «Росатом») Сергея Зыбко. Выступая ранее в Архангельске на форуме «Арктика – регионы», он рассказал, что в этом году сразу несколько компаний из Китая подали заявки на прохождение по Северному морскому пути в период навигации, в том время как в прошлом году со стороны КНР поступила только одна заявка.
«В 2023-м году заявку подала одна [китайская] компания, в этом году к нам обратилась уже не одна китайская компания», — сообщил Сергей Зыбко.
При этом он подчеркнул, что все грузоотправители требуют предсказуемости.
«Современное судоходство должно быть предсказуемым, чтобы оператор, грузоотправитель, грузополучатель имели четкое представление, сколько по времени из общего маршрута, например из Шанхая в Санкт-Петербург, займет прохождение по Севморпути в каждый месяц. Оно не может быть одинаковым круглый год, но каждый месяц мы должны иметь представление — сколько. Это еще один вызов, который мы безусловно должны решить», — отметил генеральный директор ФГБУ «Главсевморпуть».
Напомним: в 2018-м году был принят федеральный закон, наделяющий «Росатом» функциями в сфере развития инфраструктуры Северного морского пути. В 2022-м году госкорпорация по распоряжению Правительства РФ учредила ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» («Главсевморпуть»), в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП.
Сам же по себе Северный морской путь с введением масштабных санкций стал одним из приоритетных транспортных коридоров для России, поскольку полностью проходит в ее акватории и потому менее зависит от ограничений, устанавливаемых другими странами. Правда, его использование осложняется коротким навигационным периодом из-за сложных климатических условий и необходимостью привлекать специальный ледокольный флот.
На данный момент по Северному морскому пути выполняются главным образом внутренние перевозки. Так, например, по итогам прошлого года из общего грузооборота в 36 млн. тонн на международный транзит пришлось только 2 млн. тонн.
Однако Россия рассчитывает развивать транспортный коридор совместно с Китаем, Индией и другими странами Азии.
В этом году, в частности, Правительство Архангельской области и китайская компания NewNew Shipping Line при содействии ОАО «РЖД» запустили специальный сервис «Арктический экспресс №1», чей маршрут между портами КНР (Шанхай и Нинбо) и портом Архангельска как раз таки проходит по Северному морскому пути.
На прошлой неделе первое судно из Китая в рамках этого сервиса уже прибыло в архангельский порт, откуда импортные товары по железной дороге доставят в другие северо-западные и центральные регионы России. До конца периода навигации запланировано еще пять судозаходов в порт Архангельска и пять рейсов с обратной загрузкой.