Создание СШХ не нанесет ущерб культурному наследию Ямала

30 августа 2018 г.14:43

Создание Северного широтного хода не нанесет ущерб культурному наследию Ямала

Строительство Северного широтного хода (СШХ) — новой железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) — не нанесет ущерб историко-культурному наследию Ямала. К такому выводу пришли специалисты Научного центра изучения Арктики по итогам работ для выявления возможных археологических памятников, сообщили в среду, 29-го августа, в пресс-службе центра ТАСС.

«Ученые провели археологическое обследование трассы проектируемого СШХ на предмет наличия возможных памятников на участках, по которым пройдет железнодорожная магистраль. Обследовали около 400 километров в Приуральском и Надымском районах. Археологических памятников, которым мог бы быть нанесен ущерб при строительстве трассы, не выявили, поэтому строительство не нанесет ущерба историко-культурному наследию региона», — говорится в сообщении.

По словам старшего научного сотрудника сектора археологии центра Андрея Гусева, останки артефактов были обнаружены только в Надымском районе, объяснением этого является не безлюдность и необжитые территории, а то, что будущая трасса пройдет на значительном удалении от главных водных магистралей региона. «В Надымском районе найден только разбитый фрагмент керамического сосуда и несколько пластин из кремния. Это след кратковременного пребывания человека на территории, а не остатки археологического объекта», — уточнили специалисты.

Как отметила заведующая сектором археологии научного центра Наталья Федорова, изучение древней и средневековой истории региона показывает, что важность существования морских и сухопутных путей сообщения, связывающих север Западной Сибири с соседними регионами, осознавали и ранее. «В XV-XVI веках были попытки проложить северный ход до Обдорска через Пустозерск, Печору и построенную для упорядочивания торговых связей Собскую заставу. В XIX веке сибирскими купцами были инициированы два проекта строительства железной дороги, отклоненных правительством по причине преждевременности и нерентабельности», — пояснили в пресс-службе.

Общая протяженность Северного широтного хода составляет 686 км. Затраты на создание железнодорожной магистрали оцениваются более чем в 230 млрд. рублей. СШХ соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны. Кроме того, проект позволит разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на Северный широтный ход и позволив тем самым осуществить перевозку новых видов грузов.

Научный центр изучения Арктики создан в ЯНАО в 2010-м году. В его составе работают секторы археологии, этнологии, социально-гуманитарных исследований, регионоведения, геолого-географических, медицинских и эколого-биологических исследований.