Систему сбора данных о «северном завозе» обещают запустить до конца 2021 года

3 сентября 2021 г.14:13

Систему сбора данных о «северном завозе» запустят до конца 2021 года

commons.wikimedia.org

Создание цифровой системы сбора данных о «северном завозе», разработанной ФАНУ «Востокгосплан» совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, планируют завершить до конца текущего года. Об этом ТАСС сообщил директор Восточного центра государственного планирования («Востокгосплан») Михаил Кузнецов. Пилотным регионом для тестирования системы должна стать Якутия.

«Цифровой двойник» северного завоза — это цифровая модель, которая объединит всех участников «северного завоза»: 25 регионов, более 300 судов, грузы объемом свыше 3 млн. тонн в год. Таким образом за счет оптимизации логистики система позволит существенно снизить издержки регионов на доставку жизненно важных товаров в отдаленные районы, повысить надежность поставок и качество жизни северян.

«Первый этап (создание системы по сбору данных – прим.) мы реализуем до конца текущего года. К этому времени у нас будет сформирована база данных, модель «северного завоза» для всех регионов. А в следующем году эта система уже может быть использована частично для планирования «северного завоза» не только в Якутии, но и в других регионах страны», — рассказал Михаил Кузнецов.

Социальный эффект

Проект по созданию «цифрового двойника» «северного завоза» направлен на решение наиболее острых проблем обеспечения севера страны, которые зачастую приводят к срыву поставок и росту цен на продукцию. Это, как правило, неэффективная логистика, а также отсутствие актуальной статистики в режиме реального времени.

По предварительным расчетам, при реализации проекта ожидается сокращение затрат на «северный завоз» примерно на 20-30%. Кроме этого, произойдет снижение объемов самого «северного завоза» за счет постепенного перехода на частичное самообеспечение.

Так, в частности, в Якутии запланировано строительство 13 торгово-логистических центров для хранения продовольственных товаров.

Как считают в «Востокгосплане», благодаря новой системе появятся возможности планирования, отслеживания и контроля логистических цепей поставок, повысится транспарентность перевозок, появится и возможность оценки экологических рисков. Среди других экономических эффектов «цифрового двойника» Михаил Кузнецов отметил повышение прозрачности процессов, уровня вовлеченности местного бизнеса, снижение себестоимости производства, повышение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.

«Стоит подчеркнуть, что ожидается и социальный эффект от внедрения новой системы. Речь идет о повышении продовольственной и энергетической обеспеченности и расширении ассортимента завозимых товаров, снижении стоимости продукции для потребителя. И наша конечная цель — это повышение качества жизни жителей отдаленных районов», — подчеркнул собеседник агентства.

Пилотный регион

Пилотным регионом в проекте по цифровизации «северного завоза» станет Якутия. При этом стоимость создания цифровой системы для региона составила порядка 130 млн. рублей.

«Реализация проекта позволит оперативно управлять логистическими цепями поставок социально значимых товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, принесет значимый экономический и социальный эффект, будет способствовать повышению качества жизни северян», — пояснил Михаил Кузнецов.

По его словам, комплекс мер позволит сократить транспортные затраты на «северный завоз» в Якутии в среднем в два раза. При этом модернизация системы предусматривает использование альтернативных видов транспорта — беспилотных летательных аппаратов, глиссирующих судов, снегоходов-аэросаней и их комбинаций. Таким образом, как ожидается, будет обеспечено круглогодичное транспортное сообщения между удаленными территориями.

«Мы поставили первую самую главную задачу при создании этой системы — это прозрачность всех процессов, связанных с «северным завозом». Важно, чтобы существовала единая статистическая система, предусматривающая возможности мониторинга на федеральном и региональном уровнях. Нельзя управлять тем, что ты не измеряешь и когда у тебя нет информации. Когда информация будет собрана благодаря нашей системе, появится возможность проанализировать ситуацию, отследить каким образом снизить стоимость завоза за счет оптимизации логистических цепочек, за счет создания новых логистических центров», — уточнил собеседник агентства.

Кроме того, «Востокгосплан» совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и в партнерстве с ВЭБ.РФ разработал еще одну цифровую систему ArcticLabs — проект, позволяющий детально моделировать экономику арктических регионов, анализировать транспортные связи, производство, добычу полезных ископаемых и др. параметры. В ее основе «цифровой двойник» Северного морского пути — динамическая математическая модель, позволяющая разрабатывать сценарии развития как всей Арктики, так и отдельных территорий, логистических маршрутов.