Сборные грузоперевозки: несмотря на все сложности и ограничения, по-прежнему лидирует европейское направление
15 августа 2023 г.12:51
Пресс-служба «ТРАСКО»
Сборные грузоперевозки вот уже несколько десятилетий традиционно являются популярным сегментом. И традиционно в этом сегменте лидирует европейское направление. Казалось бы, на фоне всех санкционных ограничений ситуация должна была измениться в пользу Турции или Китая, однако, как выясняется, по количеству сборных грузоперевозок, выполняемых в Россию, первое место по-прежнему остается за странами Европы.
О том, как развивается ситуация на рынке сборных грузоперевозок, мы поговорили с руководителем департамента перевозок сборных грузов международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Марией Яковкиной.
— Мария, можно ли сказать, что в свое время сегмент сборных грузоперевозок в России и начал развиваться как раз таки с европейского направления?
— На рубеже 1990-2000-х годов Россия стала активно налаживать международные связи, в стране появился частный бизнес, который тоже стал взаимодействовать с иностранными компаниями. И у этого бизнеса действительно возникла потребность в надежном сервисе по доставке грузов из Европы, причем не только крупными партиями, но и небольшими объемами товаров.
Кстати, мы тогда фактически стояли у истоков формирования сборных грузоперевозок между Россией и другими государствами.
И если перевозка крупных партий товаров была понятна, то, как работать с небольшими объемами, чтобы это было выгодно и грузовладельцу, и грузоперевозчику, а также как оптимизировать возникающие затраты, знали немногие. Это уже потом, спустя несколько лет, услуга станет более массовой и сборный сервис начнут предлагать многие логистические компании.
— На данный момент действительно уже не надо объяснять, что такое сборные грузоперевозки и в чем их преимущество. Но давайте все-таки вкратце остановимся на особенностях этого сегмента перевозок.
— Для начала хочу внести ясность: когда мы говорим о сборных грузоперевозках, речь необязательно идет об автомобильной доставке, хотя на практике это на самом деле наиболее распространенный вариант. Однако многие компании предлагают сборный сервис как морским, так и железнодорожным транспортом.
Главная же задача сборных перевозок — это оптимизация и экономия.
В одном автомобиле (или контейнере, если мы говорим про море и железную дорогу) находятся грузы разных отправителей. Фактически, в этой схеме каждый грузовладелец арендует себе определенное место в полуприцепе/контейнере в зависимости от объема своей отправки. И именно за счет этого достигается основной фактор экономии: нет необходимости арендовать целую машину и тем самым платить в разы больше за доставку.
Прежде всего, это актуально для малого бизнеса, который реализует свою продукцию ограниченными объемами и не заинтересован в том, чтобы оплачивать место в автомобиле, которое им не используется. При этом речь вполне может идти и о дорогостоящих и высокотехнологичных грузах.
Конечно, доставка сборного груза предполагает заезд по адресам грузополучателей по ходу маршрута, а потому она занимает больше времени, нежели комплектная перевозка.
Однако если цепочка поставок налажена грамотно и график отгрузок работает как часы, то в некоторых случаях сроки ненамного уступают срокам доставки отдельными автомобилями.
Так, например, перегрузка из одного транспортного средства в другое на складе консолидации часто помогает более эффективно использовать рабочее время водителей, выстроить сложный маршрут, использовать инфраструктуру транзитных стран и мн.др.
— По каким направлениям сейчас чаще всего осуществляются сборные перевозки?
— Знаете, на самом деле показатели по сборным грузоперевозкам в какой-то степени являются индикатором развития отношений между странами. Как только определенный регион становится востребованным с точки зрения товарооборота, сразу же на этом направлении возникает потребность в расширении сборного сервиса.
В целом, сборные перевозки традиционно осуществляются по России и СНГ, из Европы и Китая.
— Однако если учитывать новую геополитическую реальность, повлияла ли она на ситуацию на европейском направлении?
— Безусловно! Несмотря на текущую ситуацию, доставка сборных грузов из Европы все равно продолжает осуществляться, но перевозки выполняются на фоне постоянно изменяющегося санкционного законодательства.
Каждый новый пакет санкций, от первого до одиннадцатого, последовательно вносил корректировки в логистический процесс. Например, ограничивал перечень разрешенной к торговле продукции, затем начал препятствовать въезду в ЕС российского транспорта и полуприцепов...
Сегодня доставка грузов на европейском направлении — это, в первую очередь, перегрузка на приграничных складах, больше вопросов с документами. Фактически, процесс превратился в своего рода полосу препятствий. От сотрудников транспортных компаний сейчас требуется максимальная концентрация и самоотдача.
В связи с высокими рисками многие на самом деле уже отказались от данного направления. Однако мы продолжаем удерживать свои позиции в этом сложном бизнесе. В нашей компании по-прежнему существует собственная сборная линия из Европы и по-прежнему выполняются регулярные перевозки.
Мы находимся в постоянной связи с европейскими партнерами, регулярно мониторим все изменения в части ограничений на перевозки. Когда все меняется буквально еженедельно, иначе и быть не может. Мы консультируем клиентов по мерам экспортного и импортного контроля ЕС в отношении различных категорий товаров и формируем исходя из этого оптимальные маршруты следования.
Хотя, конечно, сложности в части европейских перевозок послужили для нас стимулом взглянуть на другие рынки. Так, например, мы в свое время запустили и продолжаем наращивать объемы сборных грузоперевозок из Турции.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее про это направление. Насколько оно сейчас популярно, есть ли у него перспективы роста? В чем отличие сборных грузоперевозок из Турции сейчас и, например, несколько лет назад?
— Как я уже говорила, новые геополитические реалии поспособствовали тому, что мы стали активно осваивать новые рынки: азиатский, ближневосточный, рынок стран СНГ... В феврале 2022-го года мы организовали прямую сборную линию из Турции. Причем если тогда мы начинали с одного автомобиля в неделю, то сейчас автомобили формируются и выезжают каждые 2-3 дня.
За последние полтора года спрос на турецкое направление в принципе значительно вырос. По сравнению с тем же периодом 2021-го года, когда турецкие грузы возились через Вильнюс, в 2023-м году грузопоток из Турции по сборным перевозкам увеличился почти в 3 раза.
Отмечу также, что важную роль в стабильности выполнения сборных перевозок играют склады консолидации. Для обеспечения бесперебойности логистического процесса мы арендуем склады как в европейской, так и в азиатской части турецкой столицы, Стамбуле.
Далее грузы доставляются в Россию автотранспортом либо сухопутным маршрутом через Грузию и Азербайджан, либо посредством паромного сообщения до порта в Туапсе в Краснодарском крае.
— И все-таки, какое направление по сборным грузоперевозкам сейчас в вашей компании наиболее популярно?
— Как говорится, статистика — вещь упрямая. И она показывает нам, что, несмотря на все сложности, влияние внешних факторов и очередных пакетов санкций, по количеству перевозок все еще лидирует европейское направление.
Почему так происходит? Видимо, у бизнеса остается высоким спрос на европейское качество, да и не все европейские компании подверглись политическому давлению. Кроме того, объемы грузов, не попавших под санкции, еще позволяют европейскому сборному направлению успешно работать и сохранять регулярность отправок.
Впрочем, не исключается и даже ожидается, что следующий пакет санкций поможет вырваться в лидеры другой стране, которая активно наращивает объемы сборных перевозок, — Китаю. Он сейчас находится на втором месте. На третьем — Турция, грузооборот с которой, по имеющимся прогнозам, тоже будет расти.