Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Российские ритейлеры предлагают ввести единый сбор в 15% на все покупки в зарубежных онлайн-магазинах

30 апреля 2019 г.21:05

Российские ритейлеры предлагают ввести единый сбор в 15% на все покупки в зарубежных онлайн-магазинах

russianpost.livejournal.com

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая крупных российских ритейлеров, предлагает заменить действующие пошлины на дорогостоящие посылки из-за рубежа единым сбором в 15% вне зависимости от цены товаров. Причем это уже смягченный вариант, исходно речь шла о 20%. Идею изучает Аналитический центр при Правительстве РФ, Институт им. Е.Т. Гайдара и «Почта России».

АКИТ обратилась к вице-премьеру Дмитрию Козаку с предложением реформировать регулирование покупок в зарубежных онлайн-магазинах. Предложения поступили в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, которое 29-го апреля перенаправило их на рассмотрение в Аналитический центр при Правительстве РФ, Институт им. Е.Т. Гайдара и главе «Почты России» Николаю Подгузову, попросив представить предложения и замечания к проекту.

Так, АКИТ считает необходимым признать трансграничную торговлю формой внешнеэкономической деятельности, исключить товары из иностранных интернет-магазинов из категории товаров для личного пользования и ввести сбор в размере 20% (позже процент снизили до 15) со всех трансграничных покупок.

Ответственными за сбор предлагают назначить «Почту России» и экспресс-перевозчиков, а реализовать механизм думают посредством авансирования платежей, которые будут поступать в бюджет по мере отгрузки товаров.

Отмечается, что инициативы направлены на «уравнивание условий», в которых работают иностранные и отечественные компании e-commerce. Зарубежные компании имеют привилегированное положение, поскольку не платят НДС и таможенные пошлины, не обязаны сертифицировать товары и т.п., считают в АКИТ.

Глава АКИТ Артем Соколов подтвердил «Коммерсанту» подготовку такого письма. Он допускает, что сумму сбора, равную 15%, иностранные интернет-площадки могут предусматривать в стоимости товара для российских покупателей. Беспошлинный порог на товары зарубежных интернет-магазинов при этом, по мнению Артема Соколова, стоит совсем отменить.

Напомним, что с 1-го января 2019-го года беспошлинный порог в России уже снижен с 1 тыс. до 500 евро. С 2020-го года его должны снизить еще до 200 евро, при этом сбор будут рассчитывать уже не на человека, а с каждой отдельной посылки, стоимость которой превышает порог.

Вместе с тем, по данным «Почты России» за первый квартал этого года, сразу же после снижения порога до 500 евро, число трансграничных посылок в Россию начало падать, сократившись на 3,7% — с 95,8 млн. (первый квартал 2018-го года) до 92,2 млн.

Однако руководитель кластера «Электронная коммерция» Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов считает, что введение сбора, хотя и может негативно сказаться на числе покупок россиян на зарубежных ресурсах, существенно их не ограничит. Иностранные компании в сегменте кросс-бордера «плотно входят в кровеносную систему экономики», рассуждает он: так, доставка товаров с AliExpress приносит «Почте России» огромные доходы. «Еще одна причина: Китай — очень большой друг России. Пока ситуация в корне не изменится, никакой закон, ущемляющий китайского продавца, принят не будет», — уверен эксперт.

С другой стороны, как констатирует собеседник «Коммерсанта» из игроков рынка интернет-торговли, если введение сбора все же одобрят, неизбежен рост цен для конечного потребителя. «В связи с этим есть существенный риск сильного снижения темпов роста объемов интернет-покупок в России. Это приведет к меньшей загрузке инфраструктуры и негативно отразится на ее качестве для покупателей в стране и за ее пределами, тем самым ударив по всем игрокам рынка интернет-торговли», — полагает он.

По мнению директора департамента международных перевозок и таможенных операций DPD в России Евгения Привалова, инициатива АКИТ особенно вызывает вопросы в части исключения покупки в иностранных интернет-магазинах из категории товаров для личного пользования. Он не видит смысла в таком шаге, отмечая, что у DPD уже есть инструментарий для оплаты пошлин для юридических лиц и компания при необходимости сможет распространить его и на физических.

Президент объединяющей зарубежных участников рынка e-commerce Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает, что следует не ограничивать покупки россиян, а работать над развитием экспорта российских товаров за рубеж. «Именно это — ключевая особенность, которая ставит границы для отечественных продавцов. Поэтому другие страны торгуют на весь мир, а мы варимся в своем болоте».

В свою очередь, в пресс-службе Российского экспортного центра согласны, что, хотя «уравнивание условий российских и зарубежных интернет-ритейлеров — важный шаг», целесообразно сосредоточить внимание на иных аспектах экспортной электронной торговли, например на создании реально функционирующего механизма автоматического подтверждения нулевого НДС при розничном экспорте и решении вопроса с реэкспортом вывезенных за рубеж товаров.