Российские перевозчики просят Китай разрешить им доезжать вглубь страны, непосредственно до пункта назначения

23 мая 2023 г.12:37

Российские перевозчики просят Китай разрешить им доезжать вглубь страны

Пресс-служба Правительства Забайкальского края

Российские компании предлагают Китаю снять ограничения на перемещения российских перевозчиков, разрешив им доезжать вглубь страны, непосредственно до пункта назначения, а не до склада в приграничном населенном пункте. Как отмечает ТАСС, с таким заявлением в рамках российско-китайского бизнес-форума в Шанхае, который проходит сегодня, 23-го мая, выступил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он также предложил упростить взаимодействие российского бизнеса с Главным таможенным управлением КНР.

«Первое предложение к обсуждению, которое ставится нашими компаниями, — снять ограничения по перемещению российских автоперевозчиков по территории Китая. Также просим китайских автоперевозчиков активнее участвовать в обеспечении перевозки в Российской Федерации. Доведение груза сразу до потребителя значительно упростит развитие товарообмена между нашими странами, сократит сроки поставок», — заметил Глеб Никитин.

Напомним: с введением в 2020-м году коронавирусных ограничений автомобильные перевозки между Россией и Китаем в принципе усложнились. Китайские перевозчики не заезжали на территорию РФ, а российские могли въехать только в пределы пункта пропуска, чтобы оставить там прицеп на загрузку.

В начале января этого года китайская сторона начала постепенно ослаблять и снимать указанные ограничения, однако российские перевозчики по-прежнему не могут заехать вглубь страны. Им разрешен проезд только до складов в приграничных населенных пунктах КНР.

Губернатор Нижегородской области также подчеркнул, что именно логистика является одним из основных вызовов на пути сотрудничества России и Китая. «И в продолжение этой темы мы, как регион, предлагаем китайским партнерам рассмотреть проект создания крупной портовой инфраструктуры на реке Волге», — добавил глава региона.

Он пояснил, что в 2025-м году должна завершиться реконструкция городецкого гидроузла, благодаря чему пропускная способность Волги к 2025-му году вырастет в 5-6 раз, а к 2030-му году — в 10 раз. В связи с этим, по словам Глеба Никитина, развитие грузовых перевозок по Волге будет актуальным и для китайского бизнеса.

При этом глава региона указал, что в 2022-м году взаимный товарооборот между Нижегородской областью и Китаем вырос на 43%, в то время как общий российско-китайский товарооборот — на 29,3%. Он уточнил, что происходит наращивание и несырьевого экспорта.

«Наши предприятия, не только Нижегородской области, многих регионов, которые здесь присутствуют, заинтересованы в кратном развитии наращивания импорта. При сложившихся условиях нам как никогда важно обсуждать конкретные препятствия на пути роста товарооборота, и вот эта площадка, мне кажется, отлично подходит для реализации такого начинания», — отметил Глеб Никитин.

Взаимодействие с таможней и регистрация товарных знаков

Выступая на форуме, глава Нижегородской области также предложил упростить взаимодействие российского бизнеса с Главным таможенным управлением КНР, поскольку процедура регистрации ввозимых товаров занимает несколько месяцев, а ее обязательным условием является предоставление уже заключенного контракта с китайским импортером.

«Но китайские покупатели, я считаю обоснованно абсолютно, не заинтересованы в столь длительном ожидании и выбирают поставщиков, уже прошедших процедуру регистрации», — пояснил губернатор.

Одновременно он указал на то, что бизнес сталкивается и со сложностью при регистрации товарных знаков российского правообладателя. По словам Глеба Никитина, этот процесс может занимать более года. «На самом деле страдают китайские покупатели, которые не заинтересованы так долго ждать продукцию», — подчеркнул он.

Реестр контрагентов и налоги

Еще одна из системных проблем, о которой говорит отечественный бизнес, — это авансовые платежи, размер которых, как правило, достигает 100%, а в редких случаях — 50%, отметил глава российского региона.

Такая предоплата вынуждает пользоваться дорогостоящими банковскими продуктами и препятствует наращиванию импорта, особенно высокотехнологичной продукции. Сбалансировать интересы можно через создание реестра добросовестных контрагентов, «для которых снижение размеров аванса безопасно», резюмировал Глеб Никитин.

Кроме того, он обратил внимание на налог на потребление, связанный с топливом. «Просим … исключить из налогообложения этим налогом высокотехнологическую продукцию нефтехимического сектора, не являющуюся топливом. Ну, например, технологические масла высокотехнологичные», — уточнил губернатор.

Санкционные ограничения

После 24-го февраля 2022-го года и введения санкций со стороны Евросоюза, США, Великобритании, Канады и др. государств основным торговым партнером для России стал Китай. Именно в Китае российские поставщики, как правило, ищут заместители для европейских и американских товаров, комплектующих, оборудования и пр., которые сейчас запрещены к экспорту в РФ.

Часть санкционной продукции удается ввозить параллельным импортом через третьи страны, однако будущие санкционные пакеты обещают значительно сократить такие возможности, поскольку для стран, помогающих России, возникнет риск введения вторичных санкций.

В подобных условиях роль Китая для обеспечения российской промышленности и для обеспечения населения необходимыми товарами будет только возрастать.