«Росатом» и китайская судоходная компания организуют круглогодичную навигацию по Северному морскому пути
7 июня 2024 г.13:19
Пресс-служба Правительства Архангельской области
«Росатом» и китайская судоходная компания займутся организацией круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП). Как отмечает ТАСС, соответствующее соглашение было подписано на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). В этом году китайский перевозчик намерен выполнить до 12 рейсов по этому транспортному коридору, а в последующем выйти на объемы до 50 млн. тонн грузов в год.
В целом, документ, подписанный компанией «Русатом Арктик» (предприятие «Росатома») и судоходной компанией Hainan Yangpu NewNew Shipping Co. Ltd, предусматривает организацию круглогодичной контейнерной линии между портами двух стран с использованием акватории Северного морского пути.
Одновременно стороны также планируют создать совместное предприятие для проектирования и строительства контейнеровозов высокого ледового класса и совместного оперирования арктической контейнерной линией.
При этом именно компания NewNew Shipping стала одним из первых иностранных контейнерных операторов, приступивших к регулярным рейсам по Северному морскому пути.
«Мы видим все больший интерес к СМП со стороны азиатских партнеров. Компания Newnew Shipping в прошлом году сделала семь рейсов по СМП. В этом году мы ожидаем до 12 рейсов», — подчеркнул специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
По его словам, главной задачей для развития транспортного коридора сейчас является строительство как минимум пяти судов арктического класса, благодаря которым работать на Северном морском пути можно будет круглогодично.
«Кроме того, мы договорились с Правительством КНР о создании подкомиссии по СМП. К августу мы определим ее состав, в октябре намерены провести первое заседание. Цель подкомиссии — выйти на 50 млн. тонн грузов в год», — уточнил Владимир Панов.
По итогам 2023-го года, напомним, по Северному морскому пути было перевезено 36 млн. тонн грузов, однако из них транзитные потоки составили только 2,15 млн. тонн.
Архангельск как опорный порт на СМП
Наиболее перспективным для импорта, экспорта и транзита товаров по Северному морскому пути из Китая в Европу считается порт Архангельска. По крайней мере, об этом в ходе Петербургского международного экономического форума заявил генеральный директор Китайской транспортно-экспедиционной компании Кэ Цзинь.
Именно эта китайская компания в прошлом году организовала все восемь иностранных рейсов по СМП — из КНР в Санкт-Петербург, Калининград и Архангельск.
«В этом году по арктическому пути мы особенно выделим перевозки между Китаем и Россией через порт Архангельска. Во-первых, это позволит сократить транзитный срок доставки грузов, мы планируем осуществить 3-4 рейса каждого судна между Китаем и Россией за период навигации, а во-вторых, у Архангельска идеальное месторасположение: от Москвы — всего 1,1 тыс. км для перевалки импортных грузов из Китая», — пояснил Кэ Цзинь.
Он также подчеркнул, что Архангельск является стабильной базой для перевалки экспортных грузов в Китай и импорта продукции предприятий лесопромышленного комплекса не только из Архангельской области, но и из других регионов Северо-Западного округа — Коми, Карелии и Вологодской области.
В свою очередь, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский отметил, что в 2024-м году из Архангельска в Китай планируют выполнить около 10-12 рейсов, тогда как в прошлом году рейс из Шанхая был первым и единственным за 20 лет и проходил в тестовом режиме.
«Я очень надеюсь, что все это дальше будет развиваться. Очень важно, чтобы у нас было долгосрочное прогнозирование по объемам поставок, потому что мы только по Архангельской области производим до 3 млн. тонн экспортного груза, и мы можем все их направить через архангельский порт, не использовать железную дорогу, тем самым наладить очень четкий коридор по Северному морскому пути между Архангельском и Китаем», — указал глава российского региона.
При этом он заметил, что договоренности по поставкам грузов в Китай через Северный морской путь должны быть долгосрочными.
«Наши грузоотправители переживают, что, однажды приняв решение в пользу архангельского порта, если это не будет прогнозируемо на 5-6 лет вперед с понятным для них объемом поставок, они просто могут потерять свои слоты в других портах и на железной дороге, а потом туда не вернуться на конкурентных условиях», — пояснил Александр Цыбульский.
Всего же, по словам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, в 2024-м году китайские грузоотправители планируют выполнить 18 рейсов по Северному морскому пути, в то время как в прошлом году по транспортному коридору ими было осуществлено восемь перевозок.
О Северном морском пути
Северный морской путь длиной 5,6 тыс. км проходит в акватории Северного Ледовитого океана — от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. Он действительно является коротким морским маршрутом из Китая в Европу, однако его развитие ограничено коротким навигационным периодом и необходимостью использовать специальный ледокольный флот.
На данный момент по Северному морскому пути главным образом осуществляются внутрироссийские перевозки, которые субсидируются из федерального бюджета с тем, чтобы снизить стоимость доставки товаров.
В прошлом году по транспортному коридору было перевезено 36 млн. тонн, по итогам текущего года в России рассчитывают выйти на показатели по грузообороту в 80 млн. тонн, а к 2030-му году увеличить их до 150 млн. тонн.