Режим труда и отдыха теперь действует для всех водителей грузовиков

4 января 2020 г.10:00

Режим труда и отдыха теперь действует для всех водителей грузовиков

ГУ МВД по Омской области

Итак, режим труда и отдыха теперь действует для всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн вне зависимости от того, работают они по найму или перевозят грузы для себя. С 4-го января 2020-го года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения (ПДД), где теперь есть еще один раздел — «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Они, кстати, распространяются также на водителей автобусов.

Однако нужно четко разделять: нормам, прописанным в ПДД, должны следовать физические лица, эксплуатирующие грузовики и автобусы. То есть, в идеале (на практике бывает иначе), те, которые не осуществляют коммерческие перевозки и ездят на своем грузовике, перевозя свои вещи для своих нужд.

Те водители, которые работают «по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям», подчиняются режиму труда и отдыха, регламентированному отдельным Приказом Министерства транспорта (№15 от 20.08.2004 г.).

И для них, кстати, такой режим не должен быть в новинку, поскольку действует он уже десятки лет.

А вот «физические» владельцы грузовиков до недавнего времени действительно могли ездить так, как диктуют им их ощущения, без привязки к каким-либо графикам. Для них нормы «труда и отдыха» введены впервые. Вместе с обязанностью устанавливать тахографы, которых прежде в их автомобилях тоже могло не быть.

Такую обязанность физические лица, эксплуатирующие автобусы и грузовики массой от 3,5 тонн, приобрели с 1-го ноября 2019-го года после изменений в законе «О безопасности дорожного движения». Теперь в его 20-й статье сказано, что они в любом случае, даже если не работают по найму, должны, в частности, «соблюдать нормы управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения».

Правда, в течение 2 месяцев обязанность у них была, а норм не существовало. И вот только сейчас они начали официально действовать. И это главным образом означает, что теперь физических лиц, не соблюдающих «режим труда и отдыха», вполне могут штрафовать.

Каковы же нормы?

Максимальное время беспрерывного вождения — 4,5 часа. После необходимо сделать 45-минутный перерыв, который можно разбить на две паузы — 15 минут и 30 минут.

Максимальное время управления автомобилем в течение суток (с того момента, как после ежедневного или еженедельного отдыха водитель сел за руль) — 9 часов. В течение недели — 56 часов, в течение двух недель — 90 часов.

Не чаще двух раз в неделю «суточное» время вождения можно увеличивать с 9 до 10 часов.

Кроме того, разрешается на 1 час превышать время беспрерывного вождения (те самые 4,5 часа) и на 2 часа — «суточного» управления. Но только для того, чтобы доехать до ближайшего места стоянки.

Отдыхать в течение 24 часов необходимо не менее 11 часов.

Допускается сокращать это время до 9 часов. Но не более 3 раз в течение шести 24-часовых периодов после того, как был завершен еженедельный отдых.

Минимальный еженедельный отдых при этом равняется 45 часам.

Несоблюдение норм наказывается штрафом1,5-2 тыс. рублей.

Но есть загвоздка: нет тахографов

Да, на установку тахографов, которая тоже требовалась с 1-го ноября 2019-го года, физическим лицам все-таки дали отсрочку. И потому сейчас в их автомобилях вполне может не быть устройств, которые должны записывать «режим труда и отдыха».

Отметим: на территории России допускается использовать только тахографы с блоком СКЗИ. Такие требования вводятся потому, что данные, «добытые» единым одобренным способом измерения, автоматически легализуются (признаются достоверными) для надзорных органов.

Есть только исключения для международных перевозчиков: они могут использовать контрольные устройства ЕСТР.

Однако отсутствие тахографов не означает, что нормы можно не соблюдать или что водителей не будут штрафовать. И хотя доказать движение по часам в таком случае будет сложно, водитель хотя бы должен продемонстрировать свою добросовестность — расписывать график каждой своей поездки (с общим километражем, временем управления и паузами, стоянками и пр.).

Напомним: первыми отсрочку теряют физические лица, эксплуатирующие грузовики категории N3 (массой от 12 тонн), экологический класс которых не определен (не указан в транспортных документах). Они должны установить тахографы до 1-го марта 2020-го года.

В этом году истекает отсрочка и для остальных автомобилей этой категории: до 1-го июня она действует для грузовиков Евро-3 и ниже, до 1-го сентября — для Евро-4 и выше.

Кроме того, с 1-го декабря 2020-го года тахографом должны быть оборудованы грузовики массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2) с неопределенным экологическим классом.

Для автомобилей массой от 3,5 до 12 тонн, чей экологический класс известен, срок наступит только в следующем году.