Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Рекомендации по ремонту дорог «в дождь и в снег» сделают ГОСТом

7 мая 2019 г.11:24

Рекомендации по ремонту дорог «в дождь и в снег» сделают ГОСТом

Общероссийский народный фронт

Российским дорожникам официально разрешат класть асфальт в мороз, в снег и дождь. Нововведения заложены в проекте нового ГОСТа, разработанного по заказу Росавтодора. Принятые в ноябре прошлого года рекомендации, разрешающие ремонтировать дороги в непогоду, в Росавтодоре признали «нелегитимными» и «выпавшими из правового поля».

Проект нового ГОСТа «Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях» разработан Научно-исследовательским институтом транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК) по заказу Росавтодора. Первая редакция документа сейчас проходит общественное обсуждение, финальная версия должна быть готова в ноябре этого года.

В пояснительной записке к ГОСТу и в материалах Росавтодора отмечается, что большая часть дорог России находится в первой и второй дорожно-климатических зонах, то есть на территории с тундрой, вечной мерзлотой, влажными лесами и т.д. В таких местах строительный сезон ограничен коротким периодом теплой погоды. Вместе с тем в последние годы благодаря доступности специальной техники и усовершенствованию технологий и материалов подрядчики стали класть асфальт в мороз без «ущерба качеству». Однако делают они это вопреки нормативному регулированию.

Есть свод правил 2012-го года, который разрешает класть асфальт только в сухую погоду весной и летом при температурах не ниже +5°С, осенью — при температуре не ниже +10°С. Новая технология, позволяющая производить ремонт и строительство дорог, описана в рекомендациях Росавтодора 2017-го года. Но их применение, как поясняют в Росавтодоре, «нелегитимно» и «выпадает из правового поля», поскольку технический регламент таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» не предполагает применения рекомендаций.

Неблагоприятными погодными условиями, при которых все равно разрешено устройство асфальтобетонных покрытий, согласно новому ГОСТу, будет считаться температура от +5°С до -10°С весной и летом и от +10°С до -10°С осенью и зимой. Для ремонта в таких условиях асфальт с заводов нужно будет перевозить на машинах с подогреваемым кузовами или тентами.

Нижний слой дороги перед укладкой верхнего нужно будет обязательно очистить от снега и грязи, а при необходимости обработать реагентами и просушить специальными машинами. Однако такую технологию все равно будет запрещено использовать, если на улице мороз с ветром скоростью более 6 м\с, а также при осадках интенсивностью более 5 мм в сутки.

При этом в ГОСТе оговаривается, что ремонт на скоростных магистралях категории 1А и 1Б можно будет проводить только в теплое время года.

По словам генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами Игоря Старыгина, случаи, когда дорожники кладут асфальт в снег или в мороз, всегда привлекают внимание общественности, а новый стандарт позволит исключить «неоднозначное толкование» таких случаев.

Так, напомним, с сентября 2018-го года по январь 2019-го ОНФ выявил почти 100 случаев ремонта при неблагоприятных климатических условиях, по каждому направлялись запросы в муниципалитеты. Нарушения были зафиксированы в Челябинске, Ростове-на-Дону, Якутске и Рязани, с некоторыми подрядчиками в результате контракты были разорваны.

Депутат Государственной Думы, член партии «Единая Россия» Александр Васильев считает, что проект ГОСТа продвигается в интересах регионов, которые не успевают отремонтировать дороги в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «Деньги регионам уже выделяются (в 2019-м году — 106 млрд. рублей – прим.), но некоторым наверняка из-за нехватки мощностей придется работать и зимой, — пояснил он. — Наши подрядчики работать в снег и дождь не умеют. Такие объекты спустя некоторое время разваливаются. Тем более что в регионах контроля за ремонтом почти нет, какая техника используется, непонятно».

«Дорожники давно проводят работы при низких температурах, — возражает начальник отдела контроля качества территориального управления автодорог Новосибирской области Эдуард Луцык. — При соблюдении всех условий — утепление катков, применение разогревателей — качество укладки не страдает. Другое дело, что обеспечение этих условий требует существенных затрат».

«Даже с учетом новых технологий и добавок укладывать асфальт в «минус» нельзя, — отмечает председатель совета директоров строительной компании «Химспецстрой» Алексей Чикунов. — Упор при ремонтах нужно делать не на качество асфальта, оно и так высокое, а на основание дороги. Все трещины и ямы из-за него, замена верхнего слоя не панацея».