Разработан проект правил перевозок грузов контейнерами

11 апреля 2018 г.13:17

Разработан проект правил перевозок грузов контейнерами

СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) передала в Министерство транспорта РФ проект «Правил перевозок грузов универсальными и специализированными контейнерами в составе контейнерных поездов». Авторы документа считают, что именно отсутствие общей нормативной базы, посвященной этому вопросу, не позволяет вести в рамках сегмента долгосрочное планирование и заключать с контрагентами длинные контракты.

В настоящее время в связи с продолжающимся ростом объемов контейнерных грузоперевозок и ростом спроса со стороны грузоотправителей все чаще возникают ситуации, находящиеся, по сути, вне поля правового регулирования, подчеркнул заместитель генерального директора — директор по правовым вопросам и управлению имуществом ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков.

«В нашей текущей деятельности важно оперативное реагирование на пожелание клиента. К примеру, клиент предлагает нам определенные объемы грузов, а мы ждем ответа по «нитке» графика больше месяца. В такой ситуации клиент просто поменяет свою логистику и уйдет на автотранспорт. Значит, сроки рассмотрения заявок необходимо уточнить. Также участникам рынка хочется понимать, по каким правилам выдаются «нитки» графика движения поездов, какой правовой статус у оператора контейнерного поезда, какие у него права и обязанности», — подчеркнул топ-менеджер.

По оценкам экспертов СОЖТа, сегодня доля контейнерных железнодорожных перевозок составляет 2%, а объем существующего контейнеризируемого груза оценивается примерно в 40,8 млн. тонн. При такой ситуации, считают в Союзе, складывается существенный риск дальнейшего перехода грузов на автомобильный транспорт.

«Среди основных положений проекта — определение условий организации и назначения контейнерного поезда, фиксация общего срока рассмотрения заявки на организацию и назначение контейнерного поезда перевозчиком, а также закрепление правил осуществления отцепки контейнеров в пути следования», — говорится в официальном сообщении Союза.

Начальник управления по взаимодействию с органами государственной власти транспортной группы FESCO Светлана Прусова отметила, что в документе фиксируется четкий срок рассмотрения таких заявок.

«Правила предусматривают возможность формирования контейнерных поездов гибкой длины, что особенно актуально на экспортно-импортных маршрутах, где наблюдается дисбаланс в объемах; кроме того, документ фиксирует конкретные шаги при осуществлении отцепки контейнеров в пути следования», — заключила Светлана Прусова.

Директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Вячеслав Петренко сообщил, что «документ принят в работу».

Директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс» Лариса Коршунова рассказала, что на сегодняшний день назрела необходимость закрепления в российской нормативно-правовой базе определений «контейнерный поезд» и «оператор контейнерного поезда» и всех связанных с этими определениями положений.

«Мировой тренд к увеличению контейнерных перевозок и контейнеризации перевозок грузов в целом также подтверждается итогами работы ОАО «РЖД» — по итогам 2017-го года контейнерные перевозки по сети РЖД возросли на 18,9% и составили 3,89 млн. TEU», — подчеркнула она.

Осутствие законодательно установленных понятий «контейнерный поезд» и «оператор контейнерного поезда» не дает возможности ставить перед соответствующими госорганами вопросы по выработке гибкой налоговой политики, учета в рамках реализации систем управления рисками (например, таможенными). В этой связи ОТЛК стала одним из инициаторов нормативного закрепления понятий и включила этот вопрос в перечень приоритетных для их решения на уровне госорганов в 2018-м году. Соответствующие предложения компания направила для формирования плана работы на период 2018-2021 годов секции по логистике комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, а также в повестку работы на 2018-й год президиума Делового совета Евразийского экономического союза.

«В связи с инициативой СОЖТа мы также направили в адрес заместителя министра транспорта Алана Лушникова письмо с просьбой организовать на площадке Минтранса обсуждение проекта Правил и данной тематики в целом с привлечением ОТЛК, а также иных ключевых игроков на рынке железнодорожных контейнерных перевозок», — заключила Лариса Коршунова.

В то же время генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов считает дополнительное регулирование рынка железнодорожных контейнерных перевозок излишним.

«У нас уже есть Гражданский кодекс РФ и Устав железнодорожного транспорта, дальнейшее регулирование сегмента бессмысленно. В целом стабильный рост рынка на протяжении нескольких лет говорит о том, что отрасль хорошо себя чувствует без дополнительного вмешательства извне. Если бы, к примеру, мы наблюдали спад в течение двух лет подряд, можно было бы говорить о какой-то системной проблеме. А в текущей ситуации лучше подумать о том, как бы не навредить», — считает эксперт.

Справка

В проекте Правил предлагается установить предельные сроки рассмотрения на организацию и назначение контейнерного поезда перевозчиком (владельцем инфраструктуры). При следовании контейнерного поезда в пределах одной железной дороги этот срок должен составлять не более 14 суток с момента получения заявки, при следовании контейнерного поезда по двум и более железным дорогам РЖД — не более 21 суток с момента получения заявки, при поступлении на сеть РЖД и/или сдаче с сети РЖД международных контейнерных поездов — не более 30 суток.

Gudok.ru