Придорожный сервис подчинят ГОСТу

9 ноября 2018 г.
Придорожный сервис подчинят ГОСТу

Татьяна Андреева/Российская газета

Государственная компания «Автодор» разработала проект ГОСТа, который впервые в России должен установить требования к придорожным многофункциональным зонам (МФЗ), объединяющим заправки, мотели, кемпинги, кафе, автосервисы и пр. Документом, в частности, определят обязательное количество мест на парковках, номеров в гостиницах, лимит мощности автозаправок, а также процент озеленения территории. ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Многофункциональные зоны дорожного сервиса. Требования к размещению и обустройству» уже включен в программу национальной стандартизации и должен быть введен в действие в конце 2019-го года. Сейчас он проходит общественное обсуждение.

На данный момент единых требований к МФЗ в России нет. «Автодор» пользуется внутренним регламентом 2013-го года. Частично нормы сформулированы в ГОСТе «Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» 2014-го года.

В то же время подготовленный стандарт коснется исключительно нового строительства. Прежде всего он устанавливает общие правила размещения МФЗ. Так, в соответствии с ГОСТом на автомагистралях (дорогах 1-й категории) заправки с кафе должны быть через каждые 60 км, на остальных трассах — не реже чем через 200 км.

По новому регламенту, в состав многофункциональной зоны обязательно должны входить АЗС (минимум два вида топлива), кафе или ресторан, мини-маркет, площадка для отдыха, площадка «самообслуживания» с устройством для подкачки шин, туалеты, мусоросборники, банкомат и телефон. При этом также рекомендуется строить прачечную, мотель, автостоянку, мойку, автосервис с шиномонтажом, площадку для выгула животных, пункт медпомощи, небольшой рынок для продажи местных продуктов или сувениров, стоянку для автокемперов, вертолетную площадку, павильоны для проведения презентации и выставок, обзорную площадку.

Не далее чем за 800 метров до МФЗ ГОСТ «советует» располагать электронные табло с данными о свободных местах, а въезды и выезды с паркинга оснащать в целях безопасности камерами, автоматически распознающими номера. Количество парковочных мест по новому стандарту должно рассчитываться исходя из интенсивности движения на дороге: при трафике более 40 тыс. автомобилей в сутки на стоянке должно быть не менее 40-50 машино-мест. В частности, на заправке, входящей в состав МФЗ, — минимум десять парковочных мест, у мотеля — не менее одного машино-места на два номера.

Вместимость мотеля также должна зависеть от трафика: трафик, превышающий 40 тыс. машин в сутки, предполагает наличие не менее 40 номеров, трафик до 2 тыс. автомобилей в сутки — не менее 10.

По похожему принципу ГОСТ рассчитывает мощность АЗС: при интенсивности движения свыше 40 тыс. машин станция ежесуточно должна обеспечивать более 1 тыс. заправок. На территории МФЗ, кроме того, предусмотрена обязательная установка не менее одной станции зарядки для электромобилей — мощностью 20-50 кВт (стандартного типа) или 150 кВт (быстрая зарядка).

Экологические и санитарные требования включают мусоросборники для раздельного сбора отходов и отапливаемые туалеты.

Координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что стандартизировать придорожный сервис действительно необходимо: «Пользователи хотят получать равный уровень сервиса независимо от того, едут они из Москвы в Самару или из Владивостока в Иркутск», — однако некоторые нормы, по мнению эксперта, спорные. В их числе — требование в обязательном порядке оборудовать МФЗ зарядными станциями для электромобилей: их установка в свете очень небольшого количества таких машин в России может стать напрасной тратой средств.

Валерий Войтко предположил, что компания «Автодор» готовила стандарт «под себя» — для применения на платных трассах М-4 «Дон», М-11 «Москва-Санкт-Петербург» и т.д.: «Есть еще огромное количество федеральных и региональных трасс, где предлагаемые требования будут избыточны».

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, в свою очередь, обратил внимание на норму про минимальное количество номеров в отелях. «Десять номеров в гостинице — достаточно для большинства ситуаций, — считает он.— Дальнобойщики чаще всего спят у себя в кабинах, а рядовые автомобилисты стараются остановиться в отелях, расположенных в ближайшем городе».

Для справки: в 2010-2017 годах на платных дорогах «Автодора» открыто 46 многофункциональных зон, еще 80 объектов должны появиться до 2020-го года. На бесплатных федеральных трассах Росавтодора действует 7 МФЗ, 41 зона проектируется, 271 — запланирована к обустройству в ближайшие годы.

Сейчас читают

Допустимую массу автопоезда в России хотят ограничить 40 тоннами

Вместо скидок — наценки: АЗС нефтяных компаний вводят сборы за топливные карты

План выполняется: сумма штрафов в системе «Платон» уже превысила месячные сборы

Одного «Платона» мало: с помощью Ространснадзора усилят еще и весогабаритный контроль

Нефтяные компании, наконец-то, подписали соглашение о «заморозке» оптовых цен на топливо

Героически создать проблему и героически запутаться в ее решении: сможет ли Правительство предотвратить рост цен на топливо?

Движение на трассе М-10 в Ленинградской области ограничат до середины августа 2019 года

Раньше 2-й половины 2019 года 7-8 этапы трассы М-11 в эксплуатацию не введут

Новость недели: вслед за «Платоном» Ространснадзор усилит и весогабаритный контроль

Открытие всей платной трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» может состояться в сентябре 2019 года

.