Правительство РФ утвердило продление эксперимента по перевозке белорусских лесоматериалов под навигационными пломбами

16 июня 2025 г.16:40

Правительство РФ утвердило продление навигационного эксперимента с Беларусью

ООО «Центр развития цифровых платформ»

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ о продлении эксперимента по перевозке белорусских лесоматериалов под электронными навигационными пломбами. Таким образом, эксперимент, который запустили еще в феврале 2023-го года, продолжится еще как минимум до 1-го июля 2026-го года. При этом он предусматривает не добровольное, а обязательное наложение навигационных устройств: без них белорусские лесоматериалы не могут проезжать транзитом через территорию России.

На самом деле то, что эксперимент по перевозке белорусских материалов по территории России под электронными навигационными пломбами будет продлен еще на один год, стало известно еще в конце мая этого года, поскольку такое решение было принято на уровне Евразийской экономической комиссии. Теперь Правительство РФ просто закрепило его.

Таким образом, эксперимент, который, как предполагалось, завершится 1-го июля 2025-го года, продолжится еще как минимум до 1-го июля 2026-го года.

Хотя тут стоить отметить, что это уже третье продление эксперимента. Изначально его вообще вводили только до 1-го июня 2023-го года.

Однако суть в том, что Беларусь, которая в условиях санкционных ограничений потеряла свой привычный путь для экспорта через литовские и латвийские порты, теперь остро нуждается в альтернативных экспортных маршрутах, в то время как Россия предпочитает контролировать транзит лесоматериалов по своей территории.

Как выход из этой ситуации и было решено использовать для перевозок навигационные пломбы, поскольку они обеспечивает отслеживание маршрута транспортного средства в онлайн-режиме и тем самым гарантируют, что груз действительно покинул территорию России.

И именно поэтому эксперимент уже в очередной раз продлевают по просьбе белорусской стороны.

Правда, у эксперимента тоже есть свои ограничения. Так, грузовики с лесоматериалами, несмотря на наличие навигационных пломб, могут въехать на территорию России только через три контрольных поста («Красное», «Рудня» и «Красный Камень») и покинуть ее только через границу с Казахстаном (МАПП «Маштаково», МАПП «Бугристое» или МАПП «Петухово») или через границу с Азербайджаном (МАПП «Яраг-Казмаляр»).

Использование навигационных пломб, несмотря на экспериментальный режим, является платным. Причем сбор взимается как с белорусской стороны, отвечающей за наложение устройств (оператор — РУП «Белтаможсервис»), так и с российской (оператор — ООО «Центр развития цифровых платформ»), поскольку последняя обеспечивает сбор и хранение информации и отслеживание транспортного средства на своей территории, а также снятие и дезактивацию пломб на границе.

Под эксперимент подпадают лесоматериалы под кодами ТН ВЭД 4404 и 4407, их перечень можно найти по ссылке.