Правительство РФ перекрывает канал ввоза автомобилей через страны ЕАЭС
16 февраля 2024 г.14:04
commons.wikimedia.org
С 1-го апреля 2024-го года фактически будет перекрыт канал поставок автомобилей в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На данный момент такой путь ввоза транспортных средств является довольно популярным, особенно у физических лиц, поскольку позволяет уменьшить сумму «растаможки». Однако с 1-го апреля в соответствии с принятым постановлением Правительства РФ разница недоплаченных налогов и сборов, по сравнению с «растаможкой» в России, будет включена в обязательный утилизационный сбор.
«Правительство уточнило порядок расчета размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Решение позволит создать равные условия для граждан и компаний, ввозящих в Россию транспортные средства, растаможенные в странах ЕАЭС, и тех, кто проходит эту процедуру в России с уплатой всех необходимых налогов и сборов», — прокомментировали в пресс-службе Кабинета министров РФ принятое постановление.
Там уточнили, что недоплаченные налоги и сборы, вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утилизационного сбора.
«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», — подчеркнули в пресс-службе.
Решение вступит в силу с 1-го апреля 2024-го года. Контролировать его исполнение и корректность начислений будет Федеральная таможенная служба.
При этом для электромобилей в принципе устанавливается жесткое условие: если обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания по-прежнему можно будет ввозить через растаможивание в странах ЕАЭС, но с доплатой утилизационного сбора, то электрокары необходимо будет растаможивать только в России.
Популярный канал ввоза
Ввоз транспортных средств в Россию через растаможивание в странах Евразийского экономического союза действительно является довольно распространенным, особенно у физических лиц, поскольку позволяет сэкономить на уплате таможенных сборов и налогов.
Так, например, по итогам прошлого года вторым после Китая по объему ввоза автомобилей в Россию оказался Кыргызстан, в то время как он не имеет собственного автомобильного производства.
Как пояснил в комментариях «Коммерсанту» советник МКА «Аронов и партнеры» Сергей Смирнов, направление через Кыргызстан является востребованным благодаря относительно низким ставкам таможенных сборов и налогов в этой стране.
Если в Кыргызстане за ввоз новой машины стоимостью 50 тыс. евро с бензиновым двигателем объемом 3 литра и мощностью 250 л.с. суммарно придется заплатить около 1,4 млн. рублей, то в России — более 2,3 млн. рублей и плюс еще утилизационный сбор порядка 0,9 млн. рублей.
Официальные автодилеры и производители поддерживают
Как отмечают эксперты, решение Правительства РФ главным образом скажется на т.н. «профессиональных продавцах» — физических лицах, которые занимались ввозом автомобилей из других стран и перепродажей их в России.
Летом прошлого года им уже усложнили жизнь, когда с 1-го августа повысили ставки утилизационного сбора до размера, взимаемого с юридических лиц. Теперь физическое лицо только один раз в течение года может ввозить автомобиль по меньшим ставкам утилизационного сбора (при условии, если объем двигателя не превышает 3 литров и транспортное средство предназначено исключительно для личного пользования, а не для перепродажи).
Новое решение, с которым согласны официальные дилеры и автопроизводители, сделает такой вот «серый» бизнес в принципе невыгодным.
Так, в частности, по мнению генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, подобным образом Правительство поддерживает официальный бизнес, создает условия для развития локального производства в стране и повышения качества гарантийного и сервисного обслуживания транспортных средств.
«Поток автомобилей из стран ЕАЭС, растаможенных физлицами по заниженным инвойсам, не только ухудшал условия ведения бизнеса официальных дилеров в нашей стране, но и тормозил развитие локального производства автомобилей и автокомпонентов», — говорит Андрей Ольховский.
«Кроме того, ввезенные по таким схемам и растаможенные на физлиц автомобили оставались без гарантийного и сервисного обслуживания от производителей, что в итоге становилось проблемой конечных потребителей», — продолжает он.
В пресс-службе «Автоваза» журналистам также сообщили, что поддерживают уточненный порядок ввоза в Россию автомобилей из стран ЕАЭС, поскольку это позволит закрыть незаконные лазейки для «серого» импорта.
«В первую очередь будет поставлен дополнительный заслон для тех, кто ввозит импортные автомобили по заниженной таможенной стоимости, в результате чего бюджет недополучает налоги и пошлины. Данное решение стало еще одним важным элементом системных мер, направленных на развитие цивилизованного легального рынка автомобилей в Российской Федерации и национального автомобилестроения», — заключают в «Автовазе».