Порт Лавна в Мурманской области готов к запуску
26 марта 2025 г.09:50

Пресс-служба Правительства Мурманской области
Пусконаладочные работы по строительству первой очереди порта Лавна на западном берегу Кольского залива в Мурманской области завершены, терминал уже готов к запуску. Об этом в интервью ТАСС рассказал председатель комиссии Государственного совета по направлению «Северный морской путь и Арктика», губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Он также отметил, что продолжается подготовка документации для строительства порта, специально предназначенного для белорусских грузов, а также для наращивания провозной способности железной дороги, ведущей к побережью. В итоге, в Мурманской области рассчитывают создать круглогодичный глубоководный морской хаб, который будет интегрирован сразу в два транспортных коридора — в транспортный коридор «Север-Юг» и в Северный морской путь.
«Мы в конце 2023-го [года] давали старт дороге, которую построили в рекордно короткие сроки. Она соединила восточный берег Кольского залива с западным. Это почти 50 км дороги. Порт Лавна — мощный терминал по перевалке угля, суперсовременный, экологически чистый. Там завершены пусконаладочные работы по основной, первой очереди, она готова к запуску. Уверен, что в ближайшее время официально его работа будет запущена. Эта железная дорога дает перспективу для развития других портовых мощностей», — рассказал Андрей Чибис.
Он напомнил, что еще одним важным проектом, который реализуется на территории региона, является порт для перевалки грузов из Беларуси. Решение о его строительстве было принято на фоне санкций, введенных в отношении РБ, из-за которых республика потеряла свой основной выход к морю — через порты Литвы и Латвии на Балтийском море. Проект намерены реализовать к 2028-му году.
«Сейчас идет формирование необходимой документации, но его параметры уже понятны. Ведется дополнительная работа по увеличению пропускной способности железной дороги. Не новой, о которой я говорил, а дальних подходов, которые позволяют везти грузы из Беларуси. Эта работа сейчас ведется с Минтрансом, с «РЖД»», — пояснил глава Мурманской области.
При этом он подчеркнул, что именно расширение железной дороги и наращивание ее пропускной способности является основным фактором для того, чтобы проект по строительству белорусского порта полноценно заработал. «Что касается инвестдекларации, земельного участка, соответствующих соглашений, все это уже подписано, эти документы в активной стадии разработки», — добавил Андрей Чибис.
По его словам, на данный момент в принципе ведутся работы по расчету провозной способности железной дороги к Мурманскому транспортному узлу.
«Сейчас основная задача — это выполнить те приоритеты, которые обозначены в проекте «Эффективная транспортная система». Но, например, мы считаем, что мощность провозной способности железной дороги к Мурманскому транспортному узлу должна быть увеличена с 45 млн. тонн до минимум 100 млн. тонн. … Вот эти расчеты сейчас ведутся «РЖД», Минтрансом вместе с нашими компаниями. Мы за это бьемся и очень надеемся, что это решение будет принято, в том числе при формировании большого комплекса нового национального проекта», — заключил губернатор региона.
Напомним: в декабре 2022-го года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении порядка 37,7 млрд. рублей на завершение строительства железнодорожного участка длиной 49,7 км от станции «Выходная» до станции «Лавна», в том числе моста через реку Тулому и железнодорожных подходов к порту «Лавна».
В целом же, как ожидается, порт «Лавна» на западном берегу Кольского залива, который включает в себя угольный и нефтяной терминалы, будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, позволив переориентировать грузовые потоки из портов в странах Балтии на отечественные портовые мощности.
При этом порт будет интегрирован сразу в два важных для России транспортных коридора — в коридор «Север-Юг» и в Северный морской путь. Планируется, что на его базе в Мурманской области будет создан крупный логистическй хаб, обеспечивающий круглогодичное морское сообщение и прием судов с большой оснасткой.