Белорусский порт в Мурманской области построят к 2028 году
18 июня 2024 г.10:51
Пресс-служба Правительства Мурманской области
Строительство белорусского порта в Мурманской области должно завершиться к 2028-му году, подтвердил премьер-министр Беларуси Роман Головченко в эфире телеканала «Беларусь-1». Проектные мощности порта оцениваются в 25-30 млн. тонн в год. Он станет основным для перевалки белорусских грузов на фоне того, что в связи с санкциями республика потеряла выход к портам Литвы и Латвии, которые ранее главным образом и использовала для экспорта и импорта продукции.
«Работа ведется активно, первые документы уже подписаны. Ныне — предпроектная работа. Со стороны руководства Российской Федерации, Правительства Мурманской области все необходимые согласования получены, названный срок остается актуальным — 2028-й год», — рассказал Роман Головченко.
Он напомнил, что «буквально на днях прошла информация, что Дания рассматривает возможность ограничения прохода российских танкеров». «Мы понимаем, что алогичные действия западного мира могут привести к осложнению, а возможно, и к блокаде выхода из Балтийского моря, поэтому выход в Северный Ледовитый океан — гарантия безопасности для поставок белорусских грузов», — подчеркнул премьер-министр Беларуси.
Ранее сообщалось, что порт в Мурманской области, через который будут осуществлять перевалку белорусских грузов, будет принадлежать белорусской компании. Его оценочные мощности составят 25-30 млн. тонн грузов в год. По словам генерального директора ООО «Морской терминал «Ворота Арктики»» Андрея Бунакова, порт будут строить на частные инвестиции, однако в дальнейшем предполагается использовать инструмент государственно-частного партнерства.
Добавим также, что в феврале посол Беларуси в России рассказал, что президенты двух стран поставили задачу обеспечить к концу 2026-го года объем перевалки белорусских экспортных грузов через российские порты на уровне 20 млн. тонн.
Прежде для выхода к морю Беларусь главным образом использовала порты Литвы и Латвии, что благодаря достаточно короткому расстоянию было экономически выгодно для республики. Однако с введением санкций белорусские компании были вынуждены переориентироваться на российские порты.
В связи с этим Минск и Москва подписали два базовых соглашения — о перевалке нефтепродуктов и внешнеторговых грузов. Речь в первую очередь идет о калийных и азотных удобрениях, продукции металлургии и деревообработки.
Недавно в Минске сообщали, что для обработки белорусских экспортных грузов сейчас задействовано около 20 российских портов. Беларусь также рассматривала возможность строительства собственного порта под Санкт-Петербургом, расстояние до которого меньше, чем до Мурманска.