По следам выступления Владимира Путина на Съезде транспортников

6 марта 2018 г.03:00

Выступление Владимира Путина на Съезде транспортников

Президент РФ Владимир Путин определил комплекс задач по развитию воздушного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в России. Выступая в понедельник, 5-го марта, на съезде Союза транспортников, глава государства уделил особое внимание развитию межрегиональной транспортной сети, а также указал на необходимость использовать в транспортных проектах отечественное программное обеспечение, передает ТАСС.

В режиме видеоконференции Владимир Путин дал команду к завершению проходки второго Байкальского тоннеля, призванного расшить одно из узких мест Байкало-Амурской магистрали.

Российский лидер также ознакомился с последними достижениями в транспортной сфере, осмотрев организованную в рамках съезда выставку. Он, в частности, оценил ход реализации проектов порта «Восточный» и автодороги «Таврида».

Владимир Путин использовал выступление на съезде транспортников, чтобы конкретизировать и детализировать те задачи, которые он поставил на минувшей неделе в Послании Федеральному собранию РФ.

Начинать с цифры

Президент заявил о важности использования новых технологических возможностей, в том числе отечественного программного обеспечения.

«Цифровые решения позволяют заметно продвинуться в развитии мультимодальных, как говорят специалисты, бесшовных перевозок, нужно задействовать новые технологические возможности для роста эффективности отрасли, снижения затрат перевозчиков и владельцев грузов, для повышения удобства и комфорта пассажиров, — сказал Владимир Путин. — В том числе речь идет об использовании конкурентоспособного отечественного программного обеспечения, на это хочу обратить особое внимание».

Российский лидер подчеркнул, что «при любом новом проекте с этого нужно начинать и нужно ориентироваться именно на отечественный продукт». По словам главы государства, все возможности для этого есть. Владимир Путин особо подчеркнул, что серьезным ресурсом для развития отечественного транспорта должны стать цифровые технологии и сервисы, которые сегодня активно внедряются во всех сферах жизни и становятся мощным фактором качественного роста. Он напомнил, что уже сейчас через интернет можно узнать расписание рейсов, проложить маршрут, купить билет и отследить перемещение грузов.

Слежение за опасными грузами

Он также поднял проблему обновления транспортного парка. «Важно не создать чрезмерную, необоснованную нагрузку на наши компании, а предложить такую систему стимулов, которая сделает обновление парка транспортных средств максимально эффективным», — указал Владимир Путин.

«Я прошу Правительство совместно с деловыми кругами проработать эти вопросы. Это абсолютно необходимо, если мы хотим энергично развиваться, повышать нашу конкурентоспособность», — поручил Президент.

Строить дороги

Глава государства указал на необходимость использовать новые материалы и технологии для строительства автомобильных дорог и заключать контракты на их сооружение на весь жизненный цикл.

«Одним из самых массовых и востребованных видов сообщения является автомобильный транспорт. В пересчете на тоннаж почти 70% грузов в России перевозятся по автодорогам», — констатировал глава государства. Он напомнил, что в послании Федеральному собранию на прошлой неделе ставил задачу «в ближайшие шесть лет практически удвоить расходы на автомобильные дороги, направить на эти цели более 11 трлн. рублей».

По оценке Владимира Путина, самая сложная задача — привести в порядок региональные и местные трассы. «Мы в значительной степени привели в порядок более или менее федеральные трассы, но по объему региональных и местных [трасс] на порядок больше», — отметил Президент. Он указал, что для решения этой задачи «потребуется привлечь большой объем частных средств».

«Мы системно поддержим инвесторов, которые вкладывают средства в инфраструктуру, запустим новые инструменты финансирования дорожного строительства, такие как инфраструктурная ипотека, повысим привлекательность проектов развития автодорог за счет освоения придорожных территорий», — пообещал Владимир Путин. Он подчеркнул, что «нужно задействовать новые технологии и материалы, которые повысят качество дорожного полотна, его долговечность, а значит — и безопасность дорожного движения». «Здесь также необходимо использовать контракты жизненного цикла, когда подрядчик несет прямую финансовую ответственность за состояние дороги в течение всего срока службы», — указал глава государства.

Он поручил Правительству проанализировать положение, в котором находятся отечественные и зарубежные перевозчики на территории РФ, и улучшить условия работы российских компаний.

Весенние ограничения для отечественных грузовиков

«Отечественные автоперевозчики часто говорят о том, что работают в России в неравных условиях по сравнению с иностранными компаниями. Прошу Правительство совместно с Союзом транспортников и другими объединениями автоперевозчиков проанализировать эту ситуацию еще раз», — поставил задачу глава государства. Он отметил, что власти постоянно занимаются данной проблемой. Однако, по его оценке, «видимо, до конца все вопросы не решены».

Межрегиональная сеть

Президент сказал, что рассчитывает на конкретные предложения от российских авиакомпаний по развитию межрегиональных маршрутов, а также по увеличению количества российских самолетов.

«Будем расширять перечень прямых межрегиональных маршрутов. Особенно на удаленных и труднодоступных северных территориях: в Сибири и на Дальнем Востоке, — сказал глава государства. — Важно, чтобы развитие аэропортов России происходило вместе с увеличением парка отечественных самолетов: качественных, недорогих, надежных в эксплуатации. Включая линейку воздушных судов малой и средней вместимости от 9 до 65 мест».

«Рассчитываю на конкретные предложения со стороны авиакомпаний и предприятий отрасли о том, какие меры поддержки здесь необходимы», — отметил Владимир Путин. Он напомнил, что РФ специально выделила в том числе из резервов ресурсы на поддержание возрождения такого авиапарка.

В ходе оглашения послания Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что через шесть лет половина межрегиональных авиационных рейсов в России будет осуществляться напрямую, в соседний регион через Москву летать больше будет не нужно.

Развитию межрегиональных перевозок должны способствовать новые правила субсидирования авиакомпаний из федерального бюджета, об утверждении которых сообщил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами, проходившем параллельно со Съездом транспортников.

Как доложил на совещании вице-премьер Аркадий Дворкович, Правительство РФ в 2018-м году выделит 3,8 млрд. рублей на субсидирование авиаперевозок по 152 маршрутам. Он уточнил, что 84 маршрута софинансируют регионы, то есть «общий объем субсидирования больше, чем федеральная часть».

Наибольший объем субсидий идет на авиаперевозки с регионами Дальнего Востока. Всего же на данный момент в России действуют четыре программы субсидирования авиаперевозок: региональная, на полеты в Симферополь, Калининград и на Дальний Восток.

Тоннель на БАМе

По телемосту из Москвы Владимир Путин дал команду на завершение проходки второго Байкальского тоннеля на административной границе Иркутской области и Бурятии. Глава РЖД Олег Белозеров доложил о готовности к завершению проходки. «Пожалуйста, начинайте», — скомандовал Президент, после чего проходческий щит разрушил последний метр породы на восточном портале нового тоннеля в Бурятии.

Второй тоннель на БАМе

Владимир Путин поздравил транспортников и отметил, что первый Байкальский тоннель возводился при строительстве БАМа в течение 10 лет, а работы над новым тоннелем были проведены гораздо быстрее, причем «с великолепным результатом и с невероятной точностью». «Вот сейчас только руководитель РЖД напомнил, что при возможном допуске в 100 мм, всего (получилась) 16 мм точность (при строительстве данного тоннеля - прим.). Это в известной степени тоже один из видов нашего высокоточного оружия», — заметил Владимир Путин.

Второй Байкальский тоннель — важнейший проект модернизации БАМа и Транссиба. После его ввода в эксплуатацию пропускная способность данного участка увеличится в 2,5 раза — до 32,4 млн. тонн грузов в год. В послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока в 1,5 раза в течение шести лет — до 180 млн тонн.

«Нужно развивать логистику железнодорожного сообщения, повышать скорость движения составов, расшивать узкие места, включая подходы к морским портам страны, в целом — наращивать потенциал железных дорог России, в том числе транзитных контейнерных перевозок», — поставил задачи глава государства на Съезде транспортников.

Владимир Путин также потребовал от глав регионов предельно ответственно подходить к вопросам финансирования пригородных железнодорожных перевозок. Он напомнил о мерах, принятых на федеральном уровне для поддержки пригородного сообщения: установление нулевого тарифа на пользование инфраструктурой, обнуление НДС на такие перевозки до 2030-го года и т.д. «Я прошу руководителей регионов предельно ответственно подходить к финансированию пригородного сообщения, учитывать его высокую социальную значимость, а также роль в обеспечении включенности малых городов, сельских территорий в общее экономическое, социальное, культурное пространство страны, в развитие туризма и в целом — в формирование современного высокомобильного образа жизни людей», — сказал Владимир Путин.

По морям, по волнам

Президент также коснулся и вопросов транспортировки по морю. Он напомнил, что Россия обладает уникальной географией выходов в мировые акватории и за последние годы удалось добиться существенного прироста мощности морских портов — более 1 млрд. тонн грузов в год.

Северный морской путь

«Будем и дальше развивать крупные логистические узлы в Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском, Арктическом бассейнах», — сказал Владимир Путин. Он указал также на важность развития внутренних водных путей, обратив внимание Правительства, что все намеченные в этой сфере планы «должны быть реализованы в полном объеме», так как «это прямо влияет на структуру грузооборота, на запуск новых инвестиционных проектов на речном транспорте».

Осматривая приуроченную к Съезду выставку, глава государства остановился у стенда «Морской и речной транспорт», где ему рассказали о реализации проекта порт «Восточный» и комплексном развитии Мурманского транспортного узла, включая возведения комплекса перегрузки угля «Лавна». По словам руководителей отрасли, грузооборот угля в 2017-м году в порте «Восточный» составил 23,2 млн. тонн.

Министр транспорта рассказал о ведущихся работах по строительству автодороги «Таврида»: готовность трассы составляет 26%, на 80% — готовность автомобильных подъездов к Крымскому мосту.

Президент также оценил возможности проекта скоростной магистрали через Неву в Санкт-Петербурге с расчетной скоростью движения 120 км/ч.

Владимиру Путину продемонстрировали составляющие проекта Цифровой платформы транспортного комплекса, которая позволит реализовать проект «Один пояс — один путь», обеспечивающий быстрый транзит грузов между Китаем и Европой. Цифровая платформа включает различные сервисы, среди которых всевозможные системы контроля грузов, а также специальная пломба, обеспечивающая создание «зеленого коридора» через территорию России.